Школа № 144 хорошо известна в Красноярске. Расположенная в Солнечном, она всегда давала фору центральным городским школам. А в прошлом году прогремела на всю страну – по количеству призеров олимпиад заняла 12-е место в России. При этом первые десять мест заняли общеобразовательные учреждения Москвы. За прошлый учебный год школьники 144-й приняли участие в 12 российских и 22 краевых олимпиадах, двух всероссийских конкурсах и международной конференции. Лучшие результаты – девять побед на всероссийских олимпиадах – у учащихся профильных медико-биологических классов, Их педагог – Елена Робертовна Молчанова.
Без каникул и выходных
Елена Молчанова – учитель высшей категории, в 144-й школе работает уже 20 лет. «Заслуженный учитель РФ», «Почетный работник общего образования», «Соросовский учитель» – всех званий не перечесть. За время своей работы Елена Робертовна создала целостную авторскую педагогическую систему, задача которой – стремиться к формированию творческой, самостоятельной, способной к самообразованию личности ученика. Сухие формулировки, но за ними – сотни успешных учеников, десятки медалистов и «стобалльников», высококлассных врачей и химиков. В рейтинге педагогов краевой базы данных «Одаренные дети», который составляется на основе достижений учеников, Елена Молчанова занимает первое место.
С 11 «В» – «медицинским» классом – мы встречались на весенних каникулах. Елена Робертовна говорит, что как таковых каникул у ее профильных классов вообще не бывает: учебный процесс не останавливается ни на один день.
– Мозг – это такой же орган, как рука или нога. Если не тренировать его постоянно, результата не будет, – утверждает педагог. – Спортсмены ведь не прекращают тренировки, потому что на календаре воскресенье. Так и мы – несмотря ни на какие праздники и выходные, стараемся учиться каждый день.
Дети не ропщут, говорят, знали, на что шли, когда записывались в медицинский класс. В 144-ю ездят со всего города, местных, из Солнечного, практически нет.
– Я, к примеру, живу на правом берегу, – рассказывает Эрлан Темирбеков. – Но ради того, чтобы учиться у Елены Робертовны, готов тратить на дорогу несколько часов в день. У меня есть цель – хочу поступить в столичный медицинский вуз, поэтому и выбрал 144-ю школу.
Дисциплина в классе железная: никаких прогулов и опозданий, даже во время занятий вне уроков.
– Мы пришли в этот класс, чтобы получить знания. Многие приезжают издалека. Хулиганить и прогуливать просто бессмысленно! – говорит Анна Марьясова. – Мы всегда остаемся после уроков – добровольно, никто не заставляет, разбираем какие-то сложные темы, решаем дополнительные задания. Без этого невозможно сдать ЕГЭ на высокий балл, участвовать в олимпиадах и поступить туда, куда хочется.
ЕГЭ – не ориентир
Практически все ученики Елены Робертовны хотят связать судьбу с медициной. Некоторые мечтают о поступлении в «Первый мед» – Московский медуниверситет имени И. М. Сеченова, кто-то грезит о санкт-петербургском вузе, кто-то планирует остаться в Красноярске. Лишь единицы предпочитают химические факультеты – специальность химика-технолога сегодня не востребована, а вот медицина переживает подъем.
– Все выпускники, за редким исключением, поступают на бюджетную форму обучения, – говорит педагог. – И дело не в том, что я готовлю ребят для ЕГЭ. ЕГЭ для нас вообще не ориентир, учебную программу выстраиваю, имея в виду уровень всероссийских и международных олимпиад. Если ребенок способен решать задачи этих конкурсов, то и ЕГЭ он сдаст без проблем. А участие во всероссийских олимпиадах к тому же дает возможность льготного поступления. В прошлом году из 44 выпускников двух медико-биологических классов только четверо поступили на коммерческую форму обучения. 16 ребят уехали в Санкт-Петербургский медицинский университет им. Павлова, куда их приняли вне конкурса по результатам олимпиад, двое учатся в Москве (РУДН и медицинский университет им. Сеченова), в Сибирском медицинском университете (Томск); большая часть осталась в КГМУ им. Войно-Ясенецкого.
В прошлом учебном году мои ученики «взяли» 107 дипломов различных олимпиад и были 12-ми по России, в этом году в нашей копилке достижений уже 187 дипломов.
ЕГЭ по химии для учеников медико-биологических и химических классов, конечно же, обязательно. Уже несколько лет подряд 144-я школа занимает первое место в крае как по количеству сдающих химию, так и по результатам – средний балл по школе в два раза выше, чем по краю. В прошлом году наибольшее количество получивших 100 баллов на ЕГЭ по химии – 11 человек – было именно в 144-й школе. Из них 10 – ученики Елены Молчановой. Это городской рекорд.
– Неправильно было бы сказать, что в мой класс приходят исключительно одаренные дети, – говорит педагог. – Приходят те, у кого есть цель, а это важнее, чем талант и способности. Если ребенок не будет работать каждый день, никакой талант не поможет ему поступить в ведущий медицинский вуз страны. Главное – терпение, желание и усидчивость.
СПРАВКА
Ступени успеха
Средняя общеобразовательная школа № 144 открылась в 1990 году, через 4 года в школе начала работать экспериментальная площадка инновационного типа. В 2000 году появились профильные химико-биологические, физико-математические и социально-гуманитарные классы, в 2009-м школа начала реализовывать программу «Одаренные дети», в 2011-м открыли профильный медико-биологический класс, с 2012-го старшеклассники обучаются по индивидуальным учебным планам.
Возглавляет школу почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Татьяна Владимировна Мезенцева.
Как попасть в «одаренные»?
С 2011 года в крае реализуется программа «Одаренные дети Красноярья», в ее рамках созданы краевой и межрайонный ресурсные центры по работе с одаренными детьми в сфере образования, спорта, культуры и искусства. Кроме того, сформирована база одаренных детей и лучших педагогов. Сегодня в ней собрана информация о 132 тысячах учащихся и 21 тысяче педагогов.
В базу (сайт krastalant.ru) включаются данные о детях – победителях районных, всероссийских и международных соревнований. Заполняется она специалистами ресурсных центров, которым передают информацию со всех уровней образовательной системы. На основании рейтинга достижений каждого ребенка формируется общий рейтинг. В соответствии с ФЗ «О персональных данных» база находится в закрытом доступе. Если родители хотят узнать, числится ли их ребенок в базе, нужно направить запрос в Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми (тел. 227-02-86, 212-35-22). Место в рейтинге само по себе не дает никаких преференций ребенку, но помогает специалистам министерства образования узнать о талантливых детях и способствовать их развитию.
– К примеру, есть у нас краевая стипендия имени В. Н. Увачана, – поясняет специалист отдела по работе с одаренными детьми краевого министерства образования и науки Наталья Пирогова. – Чтобы найти номинантов, раньше приходилось проводить огромную работу, сейчас благодаря базе мы можем видеть всех ребятишек сразу. База обновляется ежедневно, ни одно весомое достижение ребенка не останется незамеченным. Это удобно и тогда, когда мы формируем команды для участия в международных конкурсах. Никаких огромных папок с портфолио и информационных писем на места: система срабатывает автоматически.
На основании достижений детей формируется и рейтинг лучших учителей: чем больше у педагога ребятишек с достижениями, тем выше его рейтинг. Для учителя место в рейтинге – это основание для поощрения и премирования.