С 1 декабря 2022 года для жителей Красноярского края в среднем на 9 % увеличились тарифы на электроэнергию.
Если до декабря собственники городских квартир, оборудованных электроплитами, и сельские жители платили за киловатт-час 2,09 рубля в пределах социальной нормы и 3,36 при ее превышении, то теперь им придется платить соответственно 2,28 и 3,66 рубля. Горожане, проживающие в домах с газовыми плитами, а также потребители, приравненные к населению, будут платить за «социальный» киловатт-час 3,25 рубля вместо прежних 2,98. А за сверхнормативное потребление придется отдать уже не 4,80, а 5,23 рубля за киловатт-час. Эти цифры справедливы в отношении одноставочного тарифа, который в основном и применяется в регионе.
Что же касается так называемых дифференцированных тарифов, то получить информацию о них можно на сайте «Красноярскэнергосбыта».
Не переплачивать за тепло
Сложность тарифного регулирования заключается в том, чтобы найти баланс противоречивых интересов. С одной стороны, необходимо обеспечить нормальную работу систем жизнеобеспечения (а в идеале – возможность их развития и модернизации). С другой – нужно учитывать платежеспособность населения. И здесь зачастую требуется очень «точная настройка». Именно такой настройкой занимались в конце года депутаты Законодательного собрания края, рассматривая два законопроекта о льготных тарифах.
Первый касается тарифов на тепло и горячую воду, которые производятся на «дорогих» генерирующих мощностях. Речь идет об электрокотельных и теплоисточниках, работающих на мазуте. Цена тепловой энергии, которую производят такие станции, может в разы превышать предельные нормативы, установленные министерством тарифной политики края. Понятно, что высокая цена тепла обусловлена стоимостью электроэнергии или мазута. Но перекладывать эту проблему на плечи населения социально несправедливо. Поэтому еще в 2017 году был принят закон края «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории края», предусматривающий компенсацию из бюджета тем теплоснабжающим организациям, где стоимость гигакалории тепла существенно выше установленных предельных нормативов. Речь идет о целом ряде населенных пунктов в Козульском, Манском, Минусинском и Шушенском районах, а также двух ЗАТО – Железногорск и Солнечный.
Однако принятый закон имел ограниченный срок действия, который близился к завершению. Поэтому был подготовлен законопроект, предлагающий продлить компенсации до 2025 года. Возражений у депутатского корпуса не возникло, несмотря на то что речь идет о серьезной нагрузке на региональный бюджет. Так, на 2023 год сумма субсидий превысит 1,5 миллиарда рублей.
В итоге после двух чтений проект обрел силу закона.
Там, где нет водопровода
Второй законопроект, «О льготных тарифах в сфере холодного водоснабжения на территории края», предусматривает компенсации тем организациям, которые занимаются доставкой воды населению в районах, где отсутствует и централизованное, и нецентрализованное (водоразборные колонки) водоснабжение. Проще говоря, там, где воду привозят в бочках. Таких поселений в крае немного, всего 43. Однако цены за доставку воды там могут доходить до астрономических величин. И люди воспринимают это очень негативно.
Но преодолеть сразу два чтения законопроекту не удалось. Он вызвал у депутатов ряд вопросов.
– По горячей воде закон был принят еще в 2017 году, – прокомментировал ситуацию председатель профильного комитета ЗС по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам ГО и ЧС Алексей Кулеш. – Первоначально он действовал только на одной территории, где перешли с угля на электричество и выросла себестоимость тепла. Затем его распространили на мазутные котельные, в частности, ЗАТО Железногорск, ЗАТО Солнечный. В этом году мы просто продлили действие закона до 2025 года. Поэтому каких-либо вопросов по принятию не возникало. А вот законопроект по холодному водоснабжению разработан впервые, и там есть определенные нюансы. Речь идет о территориях, где нет водопровода, а есть подвоз воды. С точки зрения законодательства подвоз воды не является коммунальной услугой и не подлежит тарифному регулированию. То есть не существует никаких предельных индексов.
Получается, что подвоз в емкостях – услуга коммерческая и ничем не ограничивается. Поэтому и цена очень разная. Есть и 700 рублей за кубометр, а в Хатанге доходит и до 18 тысяч. Это при том, что в Красноярске цена куба водопроводной воды порядка 30 рублей.
Понимая, что все жители края должны быть примерно в равном положении, мы пошли по пути фактического субсидирования подвоза воды. Чтобы устранить некоторые «шероховатости», документ был направлен на доработку в министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края. В настоящее время он практически готов. Министерство прислало свои пояснения и уточнения. Поэтому есть все основания полагать, что до конца текущего года законопроект будет принят и с 1 января следующего года вступит в силу.
Механизм компенсации
На наш запрос о том, каким будет механизм регулирования цен на подвоз холодной воды, мы получили следующий ответ из министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства:
! «Компенсация выпадающих доходов будет производиться следующим ресурсоснабжающим организациям.
Во-первых, при установлении льготных тарифов тем организациям, которые в декабре 2022 года предоставляли услугу по подвозу питьевой воды и снижали плату граждан в целях ее приведения в соответствие с предельным индексом, то есть тем, кто уже получал компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги.
Во-вторых, при установлении льготных тарифов, в случае если темп роста экономически обоснованных тарифов, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций на следующий период регулирования, превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
И в-третьих, если ресурсоснабжающей организации установлены тарифы на подвоз воды впервые в размере более 250 рублей за 1 куб. м с учетом НДС.
Всего на 2023 год планируется установить льготные тарифы для 13 ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих подвоз питьевой воды».