Московские критики говорят о новой театральной революции, которая началась с провинции, называя в числе лидеров наш край. Театры на периферии почему-то оказываются более новаторскими, чем в столицах, а выпускники лучших вузов предпочитают работать в глубинке. Уровень творческой свободы, который так привлекает внимание экспертов, в полной мере проявился на «Театральной весне» – фестивале, который позволяет собрать лучшие краевые театры в одном городе.
Театр для небольшого сибирского города – это всегда больше чем театр. Это настоящий центр культурной вселенной, поэтому неудивительно, что в небольших населенных пунктах – самые преданные поклонники. Однако даже жители краевого центра долгое время не могли узнать, что происходит в том же Шарыпово или Норильске. «Театральная маска», которая уже несколько лет проходит в Красноярске, позволяет познакомиться с самобытными труппами, а маленькие театры наконец-то находят выход к «большому» краевому зрителю.
Ночь буги-вуги
«Театральная весна» – 10-дневный культурный праздник, который в этом году начался массовым проектом «Театральная ночь». В нем с готовностью приняли участие все красноярские театры, ведь для самих культурных учреждений это один из способов увеличить свою аудиторию за счет тех, кто в принципе не ходит на спектакли.
В этот раз «Театральная ночь» с легкостью побила свой прошлогодний рекорд в 10 тысяч посетителей. Сценарии были настолько разнообразными, что хотелось быть одновременно на всех площадках. В Красноярском музыкальном можно было попробовать себя режиссером или танцором – главный режиссер и балетмейстер проводили мастер-классы для всех пришедших. В Театре юного зрителя снимали фильм с гостями ночи, пришедшими в сказочных костюмах. В Театре кукол мастерили кукол и учили ими управлять. Театр оперы и балета и Красноярский драматический создали проекты, которые переросли рамки «Театральной ночи» и вполне могут стать самостоятельным сценическим действом. Оперный посвятил свою ночь 100-летию русского авангарда, соединив все виды искусств. Малевич, Кандинский, Гумилев, Маяковский. Гости театра могли выбрать себе амплуа – журналист, художник, поэт – и пройти квест по всем локациям. А завершилось все fashion-показом «Эпатаж Малевича» и оперно-балетным перфомансом «Победа над Солнцем». Он настолько понравился зрителям, что в театре приняли решение повторить его еще раз – в Международный день театра 27 марта.
А вот стиляги плачут – «Ночь в стиле буги-вуги» театра Пушкина повторяться не будет. Приуроченное к премьере «Покровских ворот» театральное действо воссоздавало дух и быт коммуналок прошлого века. На первом этаже играли в настольный хоккей и примеряли шляпы, а в это время в эстрадном кафе «Эврика» пели песни дружественных республик и танцевали до упада под рок-н-ролл от группы Rockfellers.
Будущие триумфаторы
Пока в столице «Золотая маска» превратилась в смотр театральных коллективов Красноярского края, жители Красноярска могли оценить спектакли, которые удивили федеральных экспертов. Постановки «Театральной весны» очень разные – тематически, жанрово, и самое главное – каждый из театров нашего края узнаваем, имеет свое лицо и свой стиль.
Лесосибирский «Поиск» привез щемяще актуальный спектакль о жизни взрослого аутиста «Малые деньги» по пьесе Сиркку Пелтола, шарыповцы показали философскую драму «Жили-были» по Леониду Андрееву, актеры из Мотыгино – «Кроткую» по Ф. М. Достоевскому. Эти три театра стали настоящим открытием для критиков фестиваля, настолько высоким оказался уровень игры.
Есть в программе фестиваля и традиционные тяжеловесы – Норильский заполярный театр драмы привез «Дядю Ваню», Минусинский драматический – «Последние дни» об А. С. Пушкине. Свою попытку переосмыслить классику представили ачинцы в спектакле «Гамлет. NEXT», который в их прочтении превратился в готический триллер с элементами тяжелого рока. Всего на суд зрителей и критиков фестиваля было представлено более 20 спектаклей, и выбрать сильнейшего будет очень сложно.