Жителям Красноярского края предложили проверить знания отечественной истории. 13 декабря во всех регионах РФ и еще в 42 странах прошла масштабная акция «Тест по истории Отечества».
Восстановление правды
Инициаторами выступили молодежный парламент при Государственной думе и некоммерческие организации. Акция посвящена предстоящему 75-летию Победы.
– Поэтому естественно, что в тесте основной акцент сделан на событиях периода Великой Отечественной войны, – рассказал на пресс-конференции в НКК, посвященной предстоящей акции, руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края Денис Антонов. – Чем дальше от нас то время, тем актуальнее вопросы не просто сохранения исторической памяти, но восстановления исторической правды. Любые инициативы, способные внести вклад в решение этой задачи и ориентированные на представителей молодого поколения, нужно только приветствовать. Не случайно организатором акции выступает молодежный парламент при Госдуме, а молодежный парламент при Законодательном собрании края – организатор акции на нашей территории.
По словам регионального координатора теста, председателя комитета краевого молодежного парламента Валерии Ступиной, край входит в пятерку лучших регионов – участников акций на знание истории:
– Площадки организованы во всех учебных заведениях края, в молодежных центрах, в библиотеках, музеях. В этом году их будет более трехсот. Тестирование начнется в 11 часов, для ответов на вопросы участникам отводится 40 минут.
Отметим, что в прошлом году участниками исторического тестирования стали 28 тысяч жителей края, а в этот раз, по прогнозам организаторов, желающих проверить свои знания ожидается вдвое больше.
Знать – еще не значит любить
То, что многие из числа современной молодежи и граждан постарше имеют иногда смешные, иногда чудовищные, а чаще всего смутные представления об истории собственной страны, стало уже настолько общим рассуждением, что как-то неудобно развивать его.
Надо признать: борьба с этим злом ведется – вышеупомянутая акция тому подтверждение, да и не только она… То, что массовое незнание истории – путь в никуда, – бесспорно, и на этом точка.
Спорным является другое, куда более расхожее утверждение: знание истории порождает и укрепляет патриотизм. Спорным хотя бы в силу элементарной логики: некоторые вещи, явления, людей мы не любим, потому что их знаем. Не знали – может, и относились бы получше.
Вообще знание и любовь (а патриотизм – род любви) – две отдельные горы, и перемычек меж ними зачастую нет. Люди с тремя классами церковно-приходской школы, осмысленно жертвовавшие собой за веру, царя и Отечество, в лучшем случае имели о прошлом России сказочные представления.
Иван Сусанин с Козьмой Мининым и слова-то такого – история – вовсе не знали. В самом патриотическом стихотворении Пушкина – «Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам» – слово «любовь» повторяется дважды, а про знание – ни слова. Так же как у Блока, Есенина… Или у Лермонтова: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…»
Любовь и рассудок часто тянут в разные стороны, и если рассудок побеждает – значит, это была не совсем любовь. Патриотизм есть всеобъемлющее переживание, он вообще трудно переводится в рассудочную плоскость.
Но если все же попытаться, то выглядеть это будет примерно так: моя страна – мой дом, мой народ – моя семья, другого дома и семьи у меня нет, поэтому я буду делать все для того, чтобы дом и семья стали лучше, а те, кто хочет их расшатать и разрушить, – мои враги. (Прогрессивные люди язвят по поводу того, что патриотизма без врага не бывает. Действительно – не бывает, ведь расшатать и разрушить хотят всегда.)
Само по себе знание истории ничего не дает. За эти три десятилетия сотни людей с учеными степенями, а также с аргументами, фактами, цитатами, цифрами рассказывали о том, что прошлое России – сплошной мрак, и лучше бы такой страны вовсе не было. В незнании их упрекнуть нельзя.
Парадокс еще и в том, что в основном они приводят подлинные факты, цифры, цитаты. С появлением интернета жульничество в этой сфере стало делом трудным, очевидных жуликов уже давно разоблачили.
Но, во-первых, того самого переживания, «странной любви» у них нет – есть переживание явно противоположное.
А во-вторых, история любой страны, тем более такого гиганта, как Россия, содержит великое множество фактов, личностей, периодов, каждый из которых дает основание как вознестись на крыльях гордости за Отечество, так и забиться под табуретку от стыда за него же.
Причем оба повода могут присутствовать в одном и том же событии и персонаже.
Прошлое в настоящем
По-моему, ответ на вопрос «как быть?» должен выглядеть так: надо не только знать историю во всей доступной для тебя полноте, но и, самое главное, воспринимать ее как собственную биографию, с тем же трепетом и самоанализом.
Врожденно святые, отказывавшиеся от материнской груди по средам, пятницам и в Страстную неделю, как повествуют некоторые жития, может, и сейчас встречаются, но их бесконечно мало, а в основном в каждой жизни идет та же борьба, что и в истории.
Люди нравственно примитивные верят, что сами по себе они прекрасны, а в их бедах виноваты другие люди и вообще сторонние силы. Примитивные исторические системы построены абсолютно так же, в них нет ни зарубок, ни заноз, а те, что есть, – ложные, и потому постоянно повторяются давние ошибки, нелепости, преступления. Так же как примитивный человек постоянно садится в одни и те же лужи и не понимает, почему так происходит.
Схемы, где история состоит из сплошной мерзости, нет ни святых, ни героев, рассматривать не стоит, потому что в человеческом переложении это в чистом виде нагнетание ненависти к себе и самоподготовка к самоубийству.
Вменяемый человек смотрит на свою жизнь пристрастно и в ее целостности – от рождения до настоящего момента, – потому что не желает себе гибели, преждевременной и позорной.
Тот же взгляд нужен и на историю страны, которая была, есть и будет наш дом, семья, мы сами, все это живет и не должно умереть. Такой взгляд, может быть, избавит от самой чудовищной российской привычки «начинать» историю заново.
В 1931 году Сталин произносит знаковые для этого явления слова:
В прошлом у нас не было и не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас у народа, – у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость.
Всякая «новая Россия» – петровская, ленинская, ельцинская – требует убийства «прежней», хотя это одна и та же страна, одно существо, родившееся в Киеве и Новгороде больше тысячи лет назад.
Знающих историю людей, которые прекрасно это понимают, у нас много: дело за малым – надо, чтобы преимущественно они писали учебники и в целом формировали народный взгляд на отечественную историю. А «преимущественно» – потому что и другие взгляды тоже должны присутствовать: хотя бы для того, чтобы было о чем и с кем поспорить.