Тише едешь – штраф получишь

Тише едешь – штраф получишь
Фотография предоставлена отделением пропаганды управления ГИБДД по Красноярскому краю

Новые правила сдачи экзамена на водительские права в России: как они будут работать

С 1 апреля процедура меняется. И больше всего будет затронута практическая часть экзамена. Изначально планировалось, что постановление правительства, которое утвердило новые правила выдачи прав, вступит в силу 1 октября 2020 года, но из-за пандемии сроки сдвинулись до весны 2021-го.

Итак, что же изменится?

Вместо трех экзаменов останется два, появятся новые критерии оценки. Результат экзамена смогут аннулировать, равно как и выданное водительское удостоверение.

Также ожидаются и другие нововведения в процедуре получения документов. В этом выпуске «Советника» расскажем, как будут работать поправки в закон о безопасности дорожного движения и подзаконные акты по части приема экзаменов: к чему готовиться кандидатам в водители? Стоит ли ожидать более жестких требований к новичкам за рулем? Пойдет ли на пользу новая реформа? Вопросов много, ищем ответы.

Прощай, площадка!

Главное нововведение – отказ от одного из элементов экзамена в ГИБДД. А именно – от проверки первоначальных навыков водителя, которую в народе называли площадкой.

Теперь все умения кандидатов в водители будут проверять в реальных городских условиях. Таким образом, элементы площадки войдут в практический экзамен, где также будут проверять умение парковаться, двигаться задним ходом, трогаться в горку, только в реальных условиях.

Впрочем, площадка сохранится для мотоциклов и мопедов, потому что для них экзамена в городе не предусмотрено вовсе. А также для грузовиков и автобусов, потому что для проверки некоторых навыков в городе не найти такого свободного пространства.

Документ определяет и продолжительность экзаменов: практическая часть займет 30 минут, но не для всех. Тем, кто собирается ездить с прицепом, например, категории «Е» к «В», «С» или «D», а также подкатегории «С1», «D1», сидеть за рулем с инспектором под боком придется 40 минут.

Это связано с тем, что таким кандидатам добавят несколько особых упражнений: парковку для разгрузки-погрузки, сцепление-расцепление прицепа, а также прямолинейное движение задним ходом.

Акцент! Практический экзамен на мотоцикле и квадроцикле почти не изменился. Но пара упражнений на площадке были модернизированы. А именно – экзамен на подкатегорию «В1» (квадроциклы и трициклы) дополнен тестами на умение кандидата безопасно тормозить с разных скоростей, включая экстренное торможение, а также проверкой умения ездить прямо при движении задним ходом.

Повлияет ли отмена площадки в будущем на безопасность дорожного движения? Как показывает статистика, в основном аварии с начинающими водителями происходят не на парковках и не на въездах в гараж. Такие ДТП не несут угрозы жизни и здоровью граждан.

Большинство аварий с тяжелыми последствиями происходит из-за несоблюдения начинающими водителями очередности проезда перекрестков, непредоставления преимущества в движении при перестроении, несоблюдения требований знаков, неумения двигаться со скоростью потока, совершать обгон и т. п.

Именно на это и будут обращать внимание инспекторы во время приема практического экзамена. А насколько кандидат владеет навыками управления автомобилем, можно выявить только в условиях городского движения.

Маневры с умом

С 1 апреля водителей будут проверять на умение ездить с максимальной разрешенной скоростью. Эксперты уверены, что это очень важно. Ведь зачастую выпущенный на дорогу с правами водитель двигается слишком осторожно, буквально ползет, создавая помехи и аварийные ситуации.

Также у новичков протестируют навыки обгона и опережения. Напомним, что это не одно и то же. Обгон – это маневр с выездом на встречную полосу. Опережение – маневр, совершенный в части дороги, предназначенной для движения в одном направлении.

Акцент! Экзаменационные маршруты теперь будут представлять собой только перечень дорог и территорий, на которых проводятся практические экзамены. Таким образом, заранее экзаменационный маршрут известен не будет. Это тайна. Что исключит заучивание участка наизусть и натаскивание на него кандидатов в водители.

Пассажиры будут

Еще одно новшество: во время приема экзамена в автомобиле может находиться представитель автошколы, а также другие кандидаты, сдающие экзамен. Инспектор к этой машине отношения не имеет, поэтому не может (и не должен) отвечать за ее сохранность, а также за причинение ущерба третьим лицам. Точно так же, как и кандидат в водители.

Не пристегнулся – выходи

С перечнем ошибок и нарушений, за которые, как и прежде, предусматривается выставление штрафных баллов, можно ознакомиться в административном регламенте по приему экзаменов.

Ошибки и нарушения в нем разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. То есть, как и прежде, для оценки используется привычная система штрафных баллов.

Набрал пять – экзамен закончен, не сдал, выходи. Одно из новшеств свежего регламента – появление штрафного балла для тех, кто едет слишком медленно. А если при этом экзаменуемый создает помехи другим машинам, то это уже два штрафных балла.

Грубые ошибки, при совершении которых экзамен немедленно прекращается, вынесены в отдельный блок.

В грубые нарушения, из-за которых проверка тут же прекращается, а кандидат в водители отправляется доучиваться с оценкой «не сдал», добавлены непристегнутый ремень безопасности и пользование телефоном. Всего в перечне содержится 15 грубых нарушений.

Из него ушла такая ошибка, как невыполнение (игнорирование) задания экзаменатора. Как поясняют в Госавтоинспекции, очень часто при прекращении экзамена на этом основании кандидаты жалуются на то, что якобы не услышали задания. Поэтому в исправленной версии «игнорирование» задания перенесено в более легкие нарушения, которые оцениваются в 3 балла. То есть один раз не услышать экзаменатора кандидат в водители может.

Список грубых нарушений

Экзамен тут же прекращается, если кандидат в водители:

  • не пристегнул ремень безопасности
  • взялся за смартфон во время движения
  • действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения ДТП
  • допустил наезд на бордюр, препятствие
  • не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
  • не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество
  • выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления
  • проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
  • не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки, а также знаков особых предписаний, за исключением парковочных мест
  • пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)
  • нарушил правила выполнения обгона
  • нарушил правила выполнения поворота
  • нарушил правила выполнения разворота
  • нарушил правила движения задним ходом
  • нарушил правила проезда железнодорожных переездов
  • превысил установленную скорость движения
  • нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов
  • использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц
  • не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора
  • использовал передачи заднего хода три раза и более при демонстрации навыков

Пересдача

Уточнены сроки проведения повторных экзаменов, если кандидат не сдал с первого раза. Кандидату в водители, не сдавшему теорию, назначат следующую попытку не ранее чем через 7 дней, но и не позднее чем через 30 дней.

Не сдавшему теорию с третьей попытки повторный заход на экзамен назначат уже не ранее чем через месяц, но не позднее чем через три месяца. Не сдавшему практику с первого раза вторая попытка будет назначена не ранее чем через 7 дней, но не позднее чем через 60 дней. После провала третьего практического экзамена следующую попытку назначат не ранее чем через месяц, но и не позднее 3 месяцев.

Где учился, там сдавай

Обменять права с истекшим сроком годности или получить международные права, как и раньше, можно будет в любых подразделениях без территориальной привязки. Если, конечно, они этим занимаются.

А вот сдать экзамен на права, уехав далеко от автошколы, больше не получится. Согласно поправкам, держать экзамен можно будет только в том подразделении, куда автошкола (где кандидат проходил обучение) подала заявку: такая же схема работала раньше, но от нее отказались. Однако выяснилось, что это послабление негативно сказалось на подготовке водителей. Автошколы выпускали учеников, а те сдавали на права там, где им удобно, и не всегда успешно.

Отследить заведения, плохо обучившие водителей, в таком случае было трудно, особенно если человек уезжал сдавать в другой регион.

Процедура упрощена

Как подать заявление?

1 При непосредственном обращении в экзаменационное подразделение заявителю будет достаточно представить только комплект документов, а инспектор оформит, распечатает и передаст заявление на подпись. Таким образом, кандидату в водители больше не придется самостоятельно заполнять бумаги, а значит, и ошибаться, опечатываться или обращаться к конторам, сотрудники которых делали все то же самое, но за деньги.

2 Через Единый портал государственных услуг и многофункциональные центры. Чтобы сократить время оформления водительского удостоверения через многофункциональные центры, проектом регламента предусматривается возможность передачи заявления и отсканированных документов в электронном виде с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия.

Можно взять выписку

Вводится новая процедура: получение документа – выписки об успешной сдаче экзаменов. Такие выписки необходимы для трудоустройства водителем или для замены водительского удостоверения за границей. Выписка может быть предоставлена владельцу водительского удостоверения или его законному представителю.

Что с аннуляцией?

В проекте административного регламента указано, что признать результаты недействительными могут, если, например, были нарушены правила проведения экзамена. При аннулировании итогов кандидату в водители должны будут назначить новое место и время проведения экзамена. При этом для большей объективности рассмотрением жалоб и вынесением решений будет заниматься комиссия, состоящая как минимум из трех уполномоченных должностных лиц. В случае удовлетворения жалобы решение комиссии будет являться основанием для аннулирования результата проведенного экзамена.

Реформа продолжается

Вступающими в силу 1 апреля поправками реформа подготовки водителей не заканчивается. В настоящее время подготовлены поправки в закон о безопасности дорожного движения.

За руль с 17 лет?

Как уточняют эксперты приложения «Автопарк» «Российской газеты», сейчас обучаться управлять легковушкой или грузовиком можно с 16 лет. А сесть в качестве ученика за руль автобуса, троллейбуса или трамвая – с 20 лет. Поправка в закон допускает, что тот, кто сдал экзамены на право управления легковым авто, может получить права в 17 лет в том случае, если будет управлять автомобилем до 18 лет вместе с опытным сопровождающим. Условия такого управления и требования к сопровождающему будут установлены правительством.

На автобус – только с опытом

Также поправки в закон изменят порядок получения прав на управление автобусами. Получить их смогут только те, у кого есть стаж управления другими категориями: «В» или «С» или «С1», «D1». Единственное исключение – водители, которых готовят для службы в армии. До этого закона обучиться и получить права на автобусы мог любой желающий, даже если он вообще никаким транспортом до этого не управлял. Это при том, что ему предстоит возить пассажиров в большом количестве. Напомним, что допуск к управлению автобусами только при наличии стажа был еще в СССР. В Германии без опыта вождения легкового автомобиля также не открыть категорию «D». Категория «В» там базовая. Не имея ее, можно получить права только на мотоцикл.

Категории в порядке

Еще одна важная особенность поправок в закон – разрешение управлять составами транспортных средств низших категорий, если у водителя есть высшая. Например, если у водителя открыты категории «В», «С» и «Е» к «С», то он может управлять легковым автомобилем, грузовиком, а также грузовиком с прицепом. А управлять легковым автомобилем с тяжелым прицепом уже не может. Для этого ему надо пройти обучение и сдать на права категории «Е» к «В». Что было несколько странно. Поэтому и предлагается при получении категории «Е» к «С» разрешить управлять легковым автомобилем с прицепом, если открыта категория «В».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности