События этой недели не очень-то располагают к оптимизму. В мире неспокойно: нарастает военная риторика, страны с двумя самыми сильными в мире армиями источают плохо завуалированные угрозы в адрес друг друга. В стране и крае тоже поводов для веселья маловато. Туапсе затопило, там настоящая катастрофа. Бензин дорожает и уже дорос до каких-то совсем неприличных для нефтедобывающего государства цифр. Тут и про хлеб заговорили: надо, мол, на него цену тоже накинуть 5–10 процентов. ФАС сейчас занимается этим вопросом и обещает не допустить подорожания главного продукта…
Почему не тормозил?!
Но тема сегодняшнего обзора – не из области политики или экономики. Он будет посвящен тому, что больше всего зацепило душу. Самому громкому происшествию недели, которое, если разобраться, стало последним, трагическим звеном в цепи закономерностей. Речь идет об убийстве 44-летней женщины в Красноярске на перекрестке улицы Перенсона и проспекта Мира вечером 24 октября. Ее задавило автобусом 99-го маршрута, за рулем которого сидел водитель-мигрант. Обычно в таких случаях употребляют более мягкие термины – наезд или ДТП со смертельным исходом. Но оставим официальную терминологию для юристов. А нам, журналистам, не возбраняется говорить на простом человеческом языке, называя вещи своими именами. Что это было, если не убийство? Понятно, не умышленное, но все признаки налицо: был человек живой, потом по нему проехал автобус, и он стал мертвым.
Как выяснилось, у водителя-гастарбайтера, который сидел за рулем злосчастного пазика, была просрочена миграционная карта. По городу мигрант ездил с водительским удостоверением, полученным в Киргизии. Российских прав у него пока не обнаружено.
Их, скорей всего, никогда и не было. Эти сведения сообщил нашей газете заслуживающий доверия источник в Главном следственном управлении ГУ МВД РФ по Красноярскому краю.
Он также рассказал, что женщина шла по пешеходному переходу на красный сигнал светофора, а автобус двигался на зеленый. Но скорость его была невысокой, и водитель имел техническую возможность затормозить. Почему он этого не сделал, следователи сейчас выясняют. И проверяют, разговаривал ли водитель по телефону в момент наезда.
«Не тот» светофор
На светофорах хотелось бы остановиться подробней. Красноярцы наверняка заметили, что после большого ремонта главных улиц в центре города на некоторых перекрестках появились новые светофоры. Которые способны ввести пешеходов в заблуждение.
Эти регулирующие устройства установлены таким образом, что человек, стоящий перед зеброй, видит на переднем плане свой, пешеходный светофор. А за ним, но чуть повыше, висит другой, уже для водителей. Его огни крупней и ярче. И оба эти светофора направлены строго на пешеходов! Так вот когда им горит еще красный, водителям загорается уже зеленый.
Некоторые люди, уловив краем глаза вспыхнувший зеленый огонь, ступают на зебру. Это получается машинально, неосознанно. Особенно если ты о чем-то задумался. Увидел зеленый – идешь. А то, что это не «твой» зеленый, соображаешь не сразу. Сам пару раз так попадался, теперь на перекрестках смотрю в оба. То же самое, говорят следователи, произошло и с погибшей женщиной. Она приняла зеленый сигнал светофора за «свой». А он был для транспорта.
Сотрудники ГИБДД, с которыми я вчера разговаривал, соглашались со мной, что новые светофоры действительно могут сбить людей с толку, особенно детей и пожилых. И с этим надо что-то срочно делать.
Может, установить какие-нибудь дополнительные, хорошо заметные табло для пешеходов? Может, как-то разнести эти светофоры? Или установить какие-то предупреждающие знаки? Тут администрации города есть над чем поработать. Новые жертвы никому не нужны. Пусть даже это жертвы невнимательности, но разве от этого легче? «Невнимательные» не должны гибнуть.
Кто помог гастарбайтеру?
И еще пару слов о терминологии. Говоря об этом происшествии, не очень хочется употреблять выражение «трагическая случайность». Какая, к черту, случайность, если за рулем городских автобусов (которые в Красноярске по какому-то недоразумению зовутся маршрутками) порой сидит не пойми кто?
И дело здесь не в национальной принадлежности. Как будто среди киргизов или таджиков нет дисциплинированных водителей, а среди русских – лихачей, которые плюют на все правила. Тут надо обратить внимание на принципы, по которым набирают работников в сферу пассажирских перевозок.
Часто владельцы автобусов берут тех, кому платить можно меньше, зато можно в любой момент уволить, и кто безропотно согласен крутить баранку по 12–16 часов в сутки. Иногда и ночевать там же, в автобусе.
Работу водителей городского транспорта щедро оплачиваемой не назовешь. Вот они и устраивают гонки за пассажирами, нарушая все и вся: обгоняют, подрезают, несутся на красный. Едешь с таким и молишься, чтоб живым до своей остановки добраться.
Ну а то, что у водителя была просрочена миграционная карта… Это совсем ни в какие ворота. Кто его выпустил на линию? На каком основании он вообще работал, перевозил людей? Почему у него не было российских прав? Думаю, эти вопросы должны возникнуть и у суда. Чтобы на скамье подсудимых оказался не один гастарбайтер, но и те, кто ему помог стать невольным убийцей.