Сибирь многонациональна. Живущие здесь люди отличаются своим гостеприимством. Чтобы погрузиться в культуру народа и почувствовать дух его традиций, достаточно зайти в гости. При этом необязательно ехать за тысячи километров. Например, этническое подворье «Таймырский аргиш» и настоящую хакасскую юрту можно найти даже в Красноярске: хранители национальных обычаев часто приезжают на массовые праздники. Благо у кочевников – где остановился, там и дом. Корреспондент «НКК» побывал в таймырском чуме и хакасской юрте.
Унты на кочке
Таймырский чум возводят из шестов и оленьих шкур. Внутри в летнюю жару прохладно, а сидеть на шкуре оленя так приятно, что не хочется уходить. Особенно когда стол полон северных лакомств из рыбы. Хозяйка здесь – методист по эвенкийской культуре, носитель языка и знаток фольклора Татьяна Болина – работает в Таймырском Доме народного творчества. Она собирает для архива богатейшие материалы по традиционной культуре ненцев, эвенков и других этносов. Татьяна рассказывает:
– Моя задача как хозяйки чума – накормить гостя, усадить на шкуру и развлекать. По нашим традициям путник может оставаться столько, сколько захочет.
Обычно никто и не торопится уходить! Я вам сейчас загадки загадаю.
Мудреными они показались сначала. Но с каждой загадкой начинаешь мыслить как таймырский охотник, оленевод и находить ответы.
Татьяна составила целый сборник загадок, запретов и наставлений «Старые эвенки говорят».
Название таймырского подворья «Аргиш» глубоко символично. Чаще его переводят как «обоз», но это еще и сборы в дорогу, пастбище, путешествие, долгое кочевье по тундре. Аргиш – целая философия и жизненный путь северного человека, часть его миропонимания и социального порядка.
Незаменимый талган
Хакасская юрта – такой же магнит для гостей, как и чум. В нее тянутся люди за особой атмосферой, где переплетены знания о народной культуре, родной земле, здоровье. Говорят, что гармония этого триединства может сделать человека счастливым. Хозяйка юрты Ефросинья Сагалакова – общественник, педагог, шаманка и на все руки мастер. Ее жизнь посвящена делу возрождения языка и народных ремесел. Ефросинья Ефимовна рассказывает и детям, и взрослым о традиционной хакасской культуре. Она ведет кружок по войлоковалянию – культовому ремеслу кочевых народов. Для тувинцев и хакасов войлочное искусство – основа жизненных навыков. Войлок – это и юрта, и обувь, и одежда, и постель.
На время приема большого числа гостей юрта превратилась в чайную. Большой стол занял весь центр жилища. Хозяйка заваривает травы и достает угощения. Кстати, поверье хакасов гласит: нос чайника никогда нельзя поворачивать в сторону выхода. Чайник должен смотреть внутрь дома.
Самым вкусным из разнотравья показался хан-чай – фирменный напиток азиатов. Плиточный чай – основу заварки хан-чая – завозили в Хакасию из Китая. И называли китайским. Его неповторимый вкус – заслуга молока и обязательно ложки топленого масла, которое добавляют в финале готовки. Густой, наваристый, как бульон, нежирный, но питательный хан-чай – универсальный энергетик для уставшего пастуха (или голодного туриста).
Но главный секрет кочевой кухни хранится в простом холщовом мешке. Это талган – мука из пережаренных зерен пшеницы или ячменя. Возможно, русские слова «толокно», «толку» являются заимствованием из тюркского, в котором схожие по звучанию слова обозначают «измельчать, крошить». Запасы талгана в юрте всегда пополнялись. Ведь на его основе можно делать кашу, супы, котлеты, квас, кисели, молочные коктейли, которые приобретают аппетитные нотки жареного зерна. А еще из талгана формуют конфеты не хуже трюфелей.
Десерт – самый популярный способ использования талгана. Лакомство готовится по будням и праздникам, и как можно больше, чтобы хватило всем. Рецепт очень прост: понадобится одна пачка сливочного масла, мед, сахар или варенье, молотая черемуха, талган. Смешать ингредиенты до однородной массы, скатать конфеты (можно использовать любую форму) и поместить в холодильник на час-полтора. Конфеты затвердеют, их удобно есть руками. Черемуха дает аромат и шоколадный цвет, а масло и талган – нежный сливочно-кофейный вкус. Подавать обязательно с чаем.
Вообще, более двадцати видов растений используют хакасы для заварки чая. Они заготавливают чагу, листья брусники, бадан, шиповник, белоголовник, душицу, чабрец. Чаепитие в юрте – не просто обряд гостеприимства традиционной семьи, а важный момент воспитания личности.
Густой, наваристый, как бульон, нежирный, но питательный хан-чай – универсальный энергетик для уставшего пастуха (или голодного туриста)
Эвенкийские загадки
– Сидят на кочке два стоптанных унта (уши человека).
– Красную лису в норе привязали, и она никак убежать не может (язык).
– Вокруг озера девушки танцуют (ресницы).
– Всю жизнь его кормят, а он не наедается (огонь).
– Бежит мышонок, а за ним кишки тянутся (иголка с ниткой).
– Между двух озер – гора (нос).
– Золотой маут натянут, а никто за него зацепиться не может (солнечный луч).