В Красноярском крае сложилась парадоксальная ситуация: вакансий для технических специалистов достаточно, но устроиться на работу выпускникам вузов и ссузов сложно. Работодатель выдвигает требования, которым не может удовлетворить молодой человек. На освободившиеся должности чаще всего принимают соискателей с опытом. Как в такой ситуации молодежи искать работу, какие компетенции и личные качества помогут выпускнику трудоустроиться?
Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола, который прошел в редакции газеты «Наш Красноярский край», – заместитель руководителя агентства труда и занятости населения края Сергей СЕЛЮНИН, директор Красноярского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Зульфия ИСМАГИЛОВА, директор Центра трудоустройства студентов и выпускников Сибирского государственного аэрокосмического университета Александр ПУГАЧ, директор НП «Сибирская ассоциация гостеприимства» Марина БЕСФАМИЛЬНАЯ, главный специалист отдела оформления трудовых отношений и развития персонала управления персоналом по филиалу «Красноярскэнерго» департамента управления персоналом и организационного проектирования ПАО «МРСК Сибири» Анастасия ШАПОРОВА.
Когда притягивает мегаполис
«НКК»:
– Какова ситуация на рынке труда в Красноярском крае? Чувствуется ли влияние экономического кризиса? Молодежи сложнее стало трудоустроиться?
Сергей Селюнин:
– В Красноярском крае из вузов и ссузов ежегодно выпускается 20–22 тысячи человек. По заявлениям учебных заведений, ежегодно в нашей помощи нуждается около тысячи выпускников. Но фактически в центры занятости обращается 2 600 молодых специалистов. Для них мы подбираем рабочие места, программы переподготовки. На рынке труда сегодня востребованы инженеры, технические специалисты. Как ни странно, но больше всего выпускников в службы занятости (до 30 процентов) приходят как раз с инженерным образованием. Затем – экономисты и юристы. При обилии вакансий газосварщиков, сантехников и монтажников ребята, получившие эти профессии, не находят себе место работы!
Другая проблема: в распределении кадров у нас территориальный дисбаланс. Рабочие руки больше всего нужны на инвестиционные проекты в Богучанском или Кежемском районах, но едут туда молодые люди неохотно. Выпускники предпочитают оставаться в Красноярске и работать здесь пусть даже не по специальности. Мегаполис притягивает.
«НКК»:
– Может, следует со студенческой скамьи искать себе работу, которая устраивала бы? Или предприятиям запускать в вузах свои программы подготовки кадров?
Александр Пугач:
– В идеале молодой человек должен строить свою карьеру в стенах университета – через практики и стажировки на предприятии. Тогда на выходе из вуза он знает, в какие компании пойдет, а какие не для него. Аэрокосмический университет помогает и на практику определиться, и трудоустроиться выпускникам. Мы – завод-втуз, который много лет готовил кадры для оборонных предприятий. Эта дуальная система действует и сегодня. Студенты получают практический опыт работы: два рабочих семестра без отрыва от обучения трудятся на предприятиях, сначала на рабочих специальностях, затем на инженерных. И студентам это выгодно – они получают зарплату, и предприятия присматривают для себя кадры. Устраивает их студент – берут на следующую практику или приглашают уже как специалиста. У адаптированных к производству выпускников проблем с трудоустройством нет. Информационные специальности также ориентированы на рынок труда, программисты нужны в любой компании, они находят работу еще на этапе студенчества.
Сложности с трудоустройством возникают в гражданской авиации. Специалисты разъезжаются по другим регионам. Есть проблемы у экономистов. Они быстрее всех находят работу, но зачастую не по специальности.
Анастасия Шапорова:
– Мы, например, работаем с кадрами со школьной скамьи. Ежегодно проводим неделю МРСК Сибири во всех территориях края. Руководители подразделений в школах презентуют предприятия, рассказывают об электроэнергетике – мотивируют подростков поступать на технические специальности. Также плотно работаем с ссузами и вузами. С шестью учебными заведениями заключены соглашения о совместной работе по адаптации образовательных программ. Наша отрасль специфическая – транспортировка электроэнергии, этого не преподают. Сейчас договорились с аграрным университетом, там введен предмет по нашему направлению. Лекции читают работники МРСК Сибири, чтобы студенты были адаптированы под потребности компании.
На наших предприятиях молодежь проходит платную и бесплатную практику. Есть энергоотряды – студенческие отряды, которые работают в энергетической отрасли. Они могут окунуться в производственный процесс, участвовать в строительстве и реконструкции воздушных линий. А мы смотрим на этих студентов и лучших ставим в кадровый резерв.
Но проблемы существуют и у нас. Большинство студентов остаются в Красноярске, даже если у них родители в Кодинске или Лесосибирске, где есть наши предприятия. В районах дефицит квалифицированных кадров. А мы не можем замотивировать студентов там работать. Платим стипендию от компании, но даже за деньги не соглашаются. Более того, выпускники желают трудиться сразу на инженерных должностях – в теплом месте за компьютером. Никто не хочет тянуть воздушные линии. Хотя в компании нет ни одного менеджера, который сразу начинал бы с руководящей должности, все поработали электромонтерами: чтобы управлять, нужно знать все нюансы отрасли.
Монетизация молодежи
«НКК»:
– Получается, проблема с трудоустройством появляется при столкновении пустых амбиций молодых людей с реальностью? Как ее ликвидировать?
Зульфия Исмагилова:
– Плюс к этому подготовка резко отличается от требований производства. Мало иметь квалификацию, знания и умения, нужно еще и уметь адаптироваться, творчески мыслить, принимать решения. Это у выпускников не развито. Вот и получается: лучше взять опытного, чем молодого специалиста. Молодежь немного инфантильна. Не желает даже обратиться в официальные структуры за помощью, пытаются сами трудоустроиться. А в результате – мало конкурентоспособны.
Мы проводили исследование. Результаты таковы: у выпускников слишком высокие запросы к заработной плате. Они готовы приступить к работе с уровнем дохода от 26 тысяч рублей, а в геологии, разведке, разработке полезных ископаемых и энергетике – свыше 45 тысяч рублей. Работодатель не может предоставить молодому специалисту такую зарплату.
Чувствуется пассивность в поиске работы. Не могут даже правильно составить резюме. Оно настолько скупое, что у работодателя не возникает желания пригласить соискателя на собеседование.
«НКК»:
– Но как заставить проявлять активность?
Зульфия Исмагилова:
– Человек со школьной скамьи должен принимать активное участие в мероприятиях. Воспитывать умение организовывать, работать в команде, что-то делать самостоятельно необходимо с детства. Любому работодателю нужен специалист с такими качествами.
Марина Бесфамильная:
– Казалось бы, индустрия гостеприимства – лакомый кусок для молодежи. Рестораны, гостиничный сектор, туризм – приходи и работай. Но возникает диссонанс между возможностями и способностями выпускника и теми требованиями, которые предъявляет работодатель. Когда предлагают исходную зарплату в 15 тысяч рублей, чтобы испытать себя в профессии, молодежь отвечает вопросом: «Кто за такие деньги будет работать?»
Мы плотно сотрудничаем с учебными заведениями, которые готовят кадры для нашей отрасли. Но возникает другая проблема: молодежь приходит в инфраструктуру гостеприимства не навсегда. Ее видят как промежуточный этап. Мало кто планирует пройти путь от обычного работника до шеф-повара крупного ресторана. Карьеру делают в другом месте. Хотя есть все предпосылки к тому, чтобы трудоустройство в нашей отрасли стало работой на все времена. Сфера обслуживания растет: увеличивается количество магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц.
В сфере гостеприимства 80 процентов – кадры рабочих профессий, 20 процентов – менеджмент. В квалифицированных работниках мы нуждаемся всегда, забираем всех выпускников. Хотя качество подготовки не всегда удовлетворяет. Стараемся подтянуть с помощью профессиональных конкурсов. На них собираются по 100 участников со всего края. Это хорошая мотивация к труду. И хотя у нас ситуация не критичная – работает в основном молодежь, – считаю, необходимо прикладывать усилия и исполнительной власти, и работодателям, и образовательным учреждениям к ведению профориентации с детства: «Люби то, чем занимаешься».
Александр Пугач:
– Выпускники должны быть активны уже со второго курса. В вузах в последнее время многое сделано, чтобы студент мог самореализоваться: КВН, спорт, наука, гранты, конкурсы, центры карьеры, переподготовка. На Дни карьеры приглашаются работодатели, которые рассказывают, какие люди и на какие должности им нужны. Мы даже чересчур опекаем студентов, они становятся аморфными, не используют имеющиеся возможности. Приучить быть активным сложно. Бывает, и на последних курсах молодые люди не знают, чего хотят.
Отдайте образование работодателю
«НКК»:
– Часто приходится слышать от работодателей: проблема с кадрами возникает из-за того, что в крае слабая образовательная база. Так ли это?
Марина Бесфамильная:
– Действительно, Федерация рестораторов и отельеров России даже предложила убрать «сладкий пряник» – бесплатное образование – и передать подготовку кадров работодателям. Захотел работать в сфере гостеприимства – пришел в ресторан или отель и научился всему. Но за это тебе придется рассчитываться из своей зарплаты.
В течение года на территории Сибирского федерального округа появляется 500 инженеров-технологов ресторанного бизнеса. В таком количестве они не нужны, но на их подготовку потрачены бюджетные средства. Если бы изменили систему, то и подход молодежи к профессии стал другим. Человек должен знать, для чего он идет в профессию.
Образование вызывает массу нареканий. Потому сейчас вводится система профессиональных квалификаций. Министерство труда определило перечень требований, которым должен отвечать выпускник. И работодатель, не получив подтверждения квалификации, соответствующей профессиональным требованиям, на работу молодого специалиста не примет.
Сергей Селюнин:
– К проблеме подготовки и трудоустройства молодежи нужно подходить системно. Федерация также озадачена этим вопросом. Не зря же запускается система квалификаций, о которой говорит Марина Николаевна. Национальные советы по компетенциям и квалификациям следят за тем, чтобы в образовательных стандартах появились дисциплины, необходимые работодателю. Стандарты разрабатывают профессиональные сообщества, которые на выходе хотят получить качественного работника. Если человек будет обладать компетенциями и квалификацией, необходимыми работодателю, то и вопрос отсутствия опыта снимается.
Другое дело – как замотивировать молодых людей, чтобы они получали профессии, необходимые экономике. Раньше человек думал: «Чего я хочу? На что я годен?», а в 2013 году мы на это посмотрели с другой стороны – что необходимо экономике. Мы спрогнозировали кадровую потребность региона до 2022 года. Крупным инвестиционным проектам, а их у нас 131, необходимо 65 тысяч специалистов. Кроме того, всегда нужны врачи и учителя. В итоге в Красноярском крае появился единственный в России документ – «Стратегия развития профессиональной ориентации». Работать начинаем чуть ли не с детского сада. Будем выходить на родительские собрания, рассказывать о востребованных на рынке труда профессиях. Результат – дело не сегодняшнего дня. Нужно 5–10 лет, чтобы ситуация изменилась.
Вопросы профориентации должны в первую очередь отвечать потребностям работодателей. Мы разработали «Стратегию управления рынком труда до 2020 года», включили в нее прогнозирование, качество рабочей силы и рабочих мест, уровень зарплаты и охрану труда. Человеку необходимо понимать: это место для него перспективно и безопасно. Работа по этой стратегии должна быть комплексной, на всех уровнях.