Недавно Верховный суд в своем постановлении подтвердил – человек на электросамокате является пешеходом, а значит, передвигаться может лишь по тротуарам. Решение не упростило жизнь ни двухколесным, ни прохожим. Статус самих средств индивидуальной мобильности (именно так называют электросамокаты, сигвеи и моноколеса) по-прежнему четко не определен, что еще больше запутывает ситуацию.
Сегодня в России не существует четких требований, упорядочивающих передвижение средств индивидуальной мобильности (СИМ). Очевидно, что ездок на электрическом устройстве, передвигающийся со скоростью 25 километров в час, де-факто никак не пешеход. Если такая «конструкция» врежется в человека, последнему не поздоровится. А ведь есть аппараты с мощностью более 250 Вт, которые ГИБДД считает мопедами и штрафует водителей за езду без шлема и прочие нарушения. Такой транспорт также можно заметить на тротуаре или в парке.
В региональном управлении ГИБДД сообщили, что в крае в год регистрируется около десяти происшествий с самокатами, однако эти случаи официально не являются ДТП.
В федеральных судах полно дел с разбором конфликтов водителей самокатов с пешеходами или автовладельцами. Эксперты считают, что количество исков будет увеличиваться, пока не появятся поправки в ПДД, определяющие четкий статус СИМ и правил для них. В Госавтоинспекции недавно сообщили, что в правительстве пошли навстречу и в скором времени изменения в правилах появятся.
А пока никаких изменений нет, при поездке на самокате лучше лишний раз убедиться в его законности. Так, если мощность этого устройства более 250 Вт, то оно считается мопедом – и за езду по тротуару, без шлема или без прав можно получить штраф. Например, недавно железногорец был оштрафован за подобное лихачество на восемь тысяч рублей.
В краевой Госавтоинспекции посоветовали смотреть мощность на самом самокате – обычно производители указывают «на борту» всю необходимую информацию.
Правила хорошего тона для владельцев электросамокатов, сигвеев, моноколес и пр.
- Передвигаться на СИМ можно лишь по пешеходным зонам и велопешеходным дорожкам
- Для перехода дороги нужно спешиться
- Выезжать на дорогу нельзя
В Красноярске действуют свои правила, введенные в конце прошлого года. В них, в частности, говорится:
- что при движении по тротуару безусловное преимущество имеет пешеход;
- нельзя оставлять самокат на тротуаре шириной менее метра;
- для всех самокатов установлены зоны ограничения скорости;
- В Красноярске запрещено управлять СИМ в состоянии любого опьянения, а также одновременно двум или более лицам, несовершеннолетним.