На Красноярском экономическом форуме 2014 года заместитель председателя Правительства России Аркадий Дворкович отметил: развитие индустрии детских товаров приоритетно для нашей страны. Спрос на детскую продукцию постоянно растет, а отечественные предприятия в силах обеспечить лишь его пятую часть.
Сами предприниматели готовы работать – выпускать конкурентоспособные товары для детворы, но без государственной поддержки выжить в рыночных условиях им очень сложно.
Конкурируя с Китаем
В Красноярском крае работает около 70 предприятий легкой промышленности, детские товары выпускают единицы. Пара компаний специализируется на игрушках и развивающих играх, есть производители обуви, но основная масса отдает предпочтение швейному делу. Ребятишек нужно одевать красиво, качественно. Впрочем, конкурировать с Китаем в массовом производстве детской одежды сегодня не способно ни одно малое или среднее предприятие (а в Красноярском крае шьют для детей именно небольшие производства). Но ниша производства школьной формы свободна – заходи, разрабатывай модели, выпускай форменные блузы-юбки-сарафаны.
Но это только сказать просто – выпускай. Одна из красноярских компаний, которая делает упор как раз на корпоративную, деловую одежду, открывая производство, столкнулась с отсутствием специалистов и стандартов массового пошива школьной формы. Все было потеряно за 20 лет постперестроечного забвения.
– Наше производство образовалось на базе «Крайшвейбыта», который в советские времена имел более 85 ателье по краю, – рассказывает директор торгово-производственной компании Ольга Стыценко. – Сначала занимались индпошивом, изготавливали корпоративную одежду для судей, летных служб, общепита. С этим справлялись две бригады. Чтобы организовать массовое производство, требовались специалисты. Швеи, которых выпускают училища, заточены на индпошив. Нам приходилось их переучивать. Использовали знания опытных сотрудников.
Школьная форма для массового производства – беспроигрышный вариант. Перед началом учебного года родители все равно придут в магазин и приобретут своему ребенку комплект одежды для учебы. Но – какой она будет? Об этом как раз и задумались красноярские производители. Брюки и блузки хотелось сделать недорогими, но шить их из натуральных материалов. Рынок показывает: два этих критерия совместить не так просто. Отказались от дорогого индивидуального пошива, стали оптом закупать материалы у российских текстильщиков, которые славятся качеством своей продукции. Сыграли на соотношении цена – качество.
Дайте долгосрочный план
Указывая на плюсы местного производства школьной формы, Ольга Стыценко замечает: хорошо бы региональным предприятиям иметь преимущества в обеспечении деловой одеждой красноярских школьников. Компания постоянно обновляет швейное оборудование, участвует в ярмарках-выставках. Получает субсидии. Но главным риском все же считает сбыт продукции.
Загрузка заказами – основная проблема предприятий легкой промышленности, изготавливающих в том числе и детские товары. В Союзе промышленников и предпринимателей Красноярского края считают, что решить вопрос можно, если в регионе появится долгосрочный план развития этой отрасли экономики.
– Необходимо подготовить краевую стратегию развития легкой промышленности, – говорит директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Александр Лыткин. – Она должна охватывать все аспекты – начиная от сырья и заканчивая готовыми изделиями. Кроме того, идеология региона должна быть заточена на то, чтобы выполнение заказов по линии различных ведомств отдавать местным предприятиям легкой промышленности. У нас же, несмотря на все преимущества местных производителей, заказы выполняют предприниматели из других регионов. Например, форму для кадетов шьют в Ростове-на-Дону. Из-за отсутствия госзаказа и планов наши предприятия пребывают в неопределенности.
Отсутствие стратегического документа не позволяет видеть долгосрочные планы региона, считает другой представитель легкой промышленности края, выпускающий пуховую одежду для взрослых и детей, Николай Наумов.
– Мы обновили оборудование на своем предприятии, разрабатываем новые модели, – рассказывает Николай Наумов. – Но если раньше поставляли пуховую одежду на Аляску, с удорожанием кредитов приостановили сотрудничество с севером Америки. Ориентируемся на местных потребителей. Сейчас по своей инициативе пытаемся провести анализ потребностей региона в товарах легкой промышленности, смотрим, какие товары можно импортозамещать.
По общероссийской статистике (ей соответствует и положение в Красноярском крае), 80 процентов товаров детского ассортимента ввозится в страну извне, и только 20 процентов производится на родине. Сегодня красноярские «легковики» отмечают: готовы изготавливать свою, более качественную детскую продукцию, были бы заказы и гарантия государства в потребности в этих товарах.
Стандартный расчет
Красноярские предприятия детской индустрии самостоятельно просчитывают риски, продвигают товар и делают его доступнее для потребителя. И это считается нормальным. Бизнес есть бизнес. Интерес инвесторов, а как следствие, и регионального правительства сосредоточен на других отраслях. Красноярский край – нефтегазоносный регион, обладающий большими запасами леса. Аналитики отмечают: никогда наша территория не была передовиком в выпуске детского ассортимента. Так, может, и не нужны нам одежда и обувь собственного производства?
– Но не все могут быть металлургами и нефтяниками, – отмечает Александр Лыткин. – Женщины тоже хотят быть полезными, уверенными в том, что за качественно выполненную работу получат зарплату. Легкая промышленность – это новые рабочие места. И сейчас самое время развивать ее в рамках такого замечательного проекта, как универсиада-2019. Он должен стать красноярским и тянуть за собой массу предприятий – модельеров, конструкторов, пошив.
Предприниматели, выпускающие детские товары, большие надежды возлагали на разработку в регионе концепции легкой промышленности. Но «НКК» в министерстве промышленности, энергетики и торговли края сказали: «Не уполномочены разрабатывать стратегию, слишком мала в регионе доля предприятий легкой промышленности». Возможно, продвинуться на рынок, обрести долгожданные заказы помогут новые стандарты.
В конце 2014 года на XIII Межрегиональном форуме предпринимательства Сибири активно обсуждалась эта проблема. Тогда директор ФГУ «Красноярский ЦСМ» Василий Моргун отметил: Красноярскому краю следует сформировать собственные стандарты выпускаемой продукции, это существенно упростит организацию производства «легковикам».
– Готовящийся федеральный закон о стандартизации предполагает возможность формирования региональных стандартов, – сказал Моргун. – Вполне вероятно, что край может получить, к примеру, право формировать собственные стандарты на школьную форму.
В этом случае можно было бы проводить испытания продукции и доказывать ее соответствие или несоответствие стандартам. Аналитики считают, это обеспечит развитие инновационных процессов в легкой промышленности. А сами региональные стандарты как минимум смогут защитить регион от менее добросовестных конкурентов.
СПРАВКА
По данным Красноярскстата, в первом полугодии 2015 года объем отгруженных товаров в текстильном и швейном производстве края составил 505 млн рублей, в кожевенном и производстве обуви – 153 млн рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года оборот в текстильном, швейном, обувном и кожевенном производствах вырос.
Но с 2009 по 2013 год число малых предприятий, задействованных в отрасли, сократилось на 20 единиц, а индивидуальных предпринимателей – на 109.