В наш регион съедутся мастера пера и микрофона со всей страны. С 9 по 11 сентября на территории санатория «Красноярское Загорье» пройдет межрегиональный форум СМИ «Енисей. РФ». «Экспертный сбор» в рамках дискуссионной площадки – давняя красноярская традиция, которая повелась еще с Красноярского экономического форума. Но если модель КЭФ давно понятна и проста, то медиафорум – это нечто совершенно новое. В медиакругах по отношению к форуму в основном испытывают осторожный оптимизм: идея хороша, но какой в итоге окажется ее реализация? Об этом за чашкой кофе мы решили поговорить с начальником управления информационной политики губернатора края Сергеем ПОПОВЫМ. Беседа сразу вышла за рамки предложенной темы – от форума к тенденциям краевого медиарынка. Оно и понятно. Одно переплетается с другим.
– Честно говоря, я, как представитель молодого журналистского поколения, наряду со многими коллегами-сверстниками испытываю некоторый скепсис по поводу медиафорума…
– А почему?
– Сколько ни бывал на подобных мероприятиях в России, образовательной ценности мало. Сплошная тусовка – «бутербродница».
– Тусовка тусовке рознь. Неформальное общение умных и содержательных людей очень полезная вещь. И оно обязательно будет присутствовать на нашем медиафоруме. Другое дело, что это всего лишь часть большого проекта. Главные направления форума – это, во-первых, то, что можно назвать «стратегическим осмыслением происходящих событий». У нас есть возможность собрать вместе журналистов, руководителей СМИ, представителей власти, специалистов по коммуникациям, чтобы в спорах, в обмене мнениями ухватить тенденции современного рынка СМИ. Во всех его секторах: печатном, телевизионном, радийном, сетевом. Тем – множество. Некоторые из них предельно актуальны. Например, если о «газетных проблемах» – падении тиражей, снижении читательского интереса – уже давно не говорит только ленивый, то проявления телевизионного кризиса мы начали ощущать несколько лет назад. Второе важное направление в программе медиафорума – это образовательный компонент: лекции, семинары, мастер-классы. Да, от формы и канала передачи информации зависит многое, но все же все эти каналы несут слово, а значит, в центре системы был и остается автор. Задача форума – помочь журналистам понять, в каком направлении развивать свой профессионализм, дать возможность лично пообщаться с авторитетными носителями журналистского мастерства, знания и опыта.
– Я работал и на ТВ, и в периодике. И да, с телевизионной стороны по отношению к газетчикам присутствовал легкий снобизм: «Вы – это прошлое СМИ, мы – будущее». А вон как получилось. Никто не знает, что ждет региональное телевидение. «Афонтово» собирается закрываться…
– Да, в телесреде задувает ветер перемен. Пожалуй, его можно назвать кризисом. Но, как всякий системный кризис, он несет не только проблемы, но и возможности развития на новом уровне. Предтечей сегодняшней ТВ-ситуации стала усталость традиционной формы регионального телевидения, определенный творческий застой, отсутствие «шальных» политических денег, падение рекламных рынков из-за финансового кризиса. Все бы ничего, но добавьте к вышеперечисленному массу неопределенностей, которые несет с собой переход на цифровое вещание, а также быстрое распространение (во всяком случае, в крупных городах) безлимитного высокоскоростного Интернета, и вы получите питательный бульон для кризиса. Уверен, что в течение ближайших 10 лет телевидение станет абсолютно другим. Уже невозможно игнорировать фактор Интернета. И речь не только о скорости передачи данных или доступности телевизионного контента через Сеть. Интернет переформатирует потребительские привычки и инструменты получения информации. При этом он создает новые формы. Посмотрите, например, как социальные сети превращаются в медианосители. Люди «В контакте» или на «Одноклассниках» группируются по интересам, находят отдельные ниши, создают локальные информационные сообщества. Они сами генерируют и потребляют информацию, сами решают, какой она должна быть. Повторюсь, осмысление происходящего, попытка представить, какой будет конфигурация медиаресурсов в будущем, – важная часть программы медиафорума.
– А мастер-классы? На тех, что я бывал, часто замечал: стоит передо мной заслуженный, профессиональный человек и… своими словами пересказывает какую-нибудь модную книжку, которую я сам давно уже прочитал. Зачем же ехать на форум, если можно получить информацию сидя в кресле – с первоисточником в руках?
– Безусловно, журналисты, которые занимаются собственным дополнительным образованием, имеют право на такой скепсис. Но я не думаю, что большая часть ваших коллег постоянно читает книги и самообразовывается (иронично улыбается). Здесь другой, на мой взгляд, важный момент. Хорошо учится тот, кто хочет учиться. Семинары форума – уникальная возможность пообщаться с людьми, имеющими обширный практический опыт. Умелый практик всегда сможет расширить ваш персональный горизонт. Сами по себе мастер-классы и лекции не замкнутые образовательные процессы. Надо пользоваться возможностью «интерактива». Если журналист вступит в полемику с «матерым» лектором, он не только себя обогатит новыми знаниями, но и другим доставит удовольствие от прослушивания умной беседы. Не надо ждать, пока вам в голову кто-то вложит знания, – нужно их создавать. Все очень динамично меняется. И журналистика обязана идти в ногу со временем. Посмотрите, что происходит со зрительским и читательским интересом!
– Я и без форума вам об этом расскажу: идет сегментирование. Если раньше смотрели и читали все подряд, теперь – сугубо по интересам. Больше СМИ – больше возможностей найти «свою тему».
– Но для того, чтобы понимать, как трудиться в новых условиях, необходимо постоянное самообразование. Задача лекторов – не рассказывать о привычных вещах, а подсказывать, как разобраться с окружающими нас тенденциями. А деление аудитории на ниши, сегментирование – объективный процесс. Идет всеобщая глобализация. Информационных возможностей становится больше. Соответственно, выбор у аудитории – богаче. Эпоха «семейно-диванного» телесмотрения – от новостей до сериалов – постепенно уходит. Могу об этом говорить, даже опираясь на результаты одной небольшой фокус-группы – моей семьи (улыбается). Сыновьям 9 и 10 лет. Они и их друзья – совершенно другое поколение! У всех – странички «В контакте», в руках – разные электронные гаджеты. Телевизор дети смотрят «набегами», только то, что их интересует, – познавательную программу «Галилео», канал «Дискавери». Не успели посмотреть по ТВ – скачали из Сети. Они очень органично «вплетаются» в те предложения, что им выдает современный мир. В Сеть можно выходить с игровой приставки и просматривать ролики на «Ютубе». Все вокруг сливается, перемешивается. И когда сей процесс завершится и технологические новинки станут обыденностью – никто не знает. Возьмем бумагу. Когда-то она была безумно дорогой, а сейчас пачками лежит на каждом рабочем столе. Думаю, не за горами время, когда Интернет войдет в нашу жизнь на «правах бумаги». Мы уже перестанем обращать на него внимание – он будет везде и нигде.
– Вы так говорите, как будто форум – это такая попытка властей донести до вышедших из спячки журналистов: «Технологии наступают! Пора вам меняться – а то станете частью прошлого». А почему раньше об этом не говорили? О федеральном внедрении цифрового телевидения было известно давно. Но многие региональные ТВ-менеджеры об этом долго не задумывались. Результат: туманные перспективы красноярских каналов.
– На самом деле задумывались. Просто задач много, а некоторые правила игры до сих пор не определены – даже на федеральном уровне. Часть дискуссии на медиафоруме будет посвящена теме «Как сохранить региональное и местное ТВ?». Думаю, здесь надо пояснить, какие проблемы стоят перед красноярскими каналами. Например, это возможная потеря федеральных сетевых партнеров. Тем, кто войдет в «российский телепул» и получит возможность транслировать свой сигнал на всю страну, местные партнеры в регионах по большому счету станут не нужны. Поэтому красноярским телевизионщикам, чтобы заполнить эфир, придется производить больше собственных программ. Или закупать чужие – в большом объеме. На какие деньги это делать? На что обновлять свой технологический парк, оборудование?
– Сергей, в нашей беседе мы постоянно сыплем терминами, говорим о новациях. А вы уверены, что большинству гостей форума из глубинки – регионов края – эти наши «модернизации-инновации» будут близки? Они вообще поймут, зачем вы им рассказываете об этом?
– Не стал бы преувеличивать «дремучесть» провинциальных журналистов. Это во многом миф.
– Я говорю не о «дремучести», а о разнице в жизненных укладах, ментальности между жителями мегаполиса и дальних районов.
– В конечном итоге все сводится к намеку на некую «провинциальную непросвещенность». Отвечу вам на конкретном примере. За последние две недели мы с коллегами проехались по территории края и провели четыре больших совещания – в каждой группе районов. В частности, обсуждали актуальный вопрос, какими будут краевые районные и городские газеты в будущем, к чему нужно стремиться, какие перспективные проекты и программы запускать. Общение с главными редакторами городских и сельских газет показало: да, по большей части люди в глубинке озабочены не стратегическим планированием, а повседневными делами. Денег не хватает, с кадрами беда – и так далее. Но! Система работоспособна. Люди управляют СМИ и прекрасно улавливают современные тренды – хоть иногда и странновато посматривают, когда им о «технологических прорывах» рассказываешь. Потому что понимают: в противовес технологическим вызовам времени у них есть колоссальный ресурс. Я и раньше предполагал, что у районок очень близкий контакт с читателем. А сейчас, увидев все собственными глазами, только уверился: ни одно из красноярских СМИ не сможет объединять вокруг себя столько людей, сколько обычное местное издание. Когда газета в Идринском районе проводит традиционный конкурс «Человек года», это вызывает там огромный резонанс. СМИ становится центром общественной жизни. В краевом центре это практически невозможно. Не спорю, может, у кого-то из красноярских коллег и найдутся гениальные идеи, мобилизующие каждого второго жителя города на участие в конкурсе или акции, – но пока это из области фантастики. Буду рад, если кто-то удивит обратным.
– Из последнего вспоминаю только программу «Человека обидели» на ТВК – в ее старом формате.
– В какой-то степени да. Резонирующая рубрика была. Свой след в телевизионной истории края, безусловно, оставила. Но все-таки объективная реальность говорит нам: такого объема звонков с обратной связью от читателей, как в районных СМИ, нет, пожалуй, ни у кого. И это колоссальное преимущество. Многим брендам из краевой глубинки – под 100 лет. Это устоявшиеся СМИ, узнаваемые, с огромным запасом лояльности. И взаимодействовать с ними власть должна по-особому – в том числе и путем специальных секций медиафорума. При этом хочу подчеркнуть, что если ничего не делать – любой, даже сильный, бренд «окочурится». Непонимание ситуации, отсутствие идей по развитию, неграмотный менеджмент, слабая воля руководства – катастрофа для любого СМИ, хоть районного, хоть краевого.
– Знаете, сейчас в мире набирает популярность «чернолебяжья» философия ливанца Талеба – гуру с Уолл-стрит. По его мнению, все на Земле определяется появлением так называемых «черных лебедей» – неожиданных событий, меняющих ход истории. Интернет – бесспорный такой «лебедь». Но какой – «доброкачественный» или «злокачественный»?
– Однозначно доброкачественный. Тот, кто вовремя включится в новейший информационный процесс, ничего не потеряет.
– То есть медиафорум – он все-таки летит к нам на крыльях «черного лебедя»?
– (Широко улыбается.) «Черный лебедь» – звучит немного трагично. Уж лучше на крыльях белого. Я, конечно, испытываю искушение сейчас вам сказать: «Да, медиафорум все сразу изменит – к лучшему». Но давайте объективно. Говорить о том, что 12 сентября для СМИ сразу же начнется «новая эра», безусловно, нельзя.
– Это был провокационный вопрос. Шуточная аллюзия.
– Понимаю. Тогда я тоже вам отвечу на языке аллегорий. Мгновенных революций в отдельно взятом крае, естественно, не произойдет. Но мне кажется, форум – важное событие, которое приоткроет перед нами некую дверь. Условно говоря, сейчас мы находимся в большом помещении. Толкаемся, ищем выход. С одной стороны, комната слабо освещена, не все друг друга видят и могут обозреть пространство. Я не говорю, что медиафорум – луч света в темном царстве. Но уверен, что несколько ярких фонарей он для регионального рынка СМИ непременно зажжет. Расширит наш кругозор. И нужные выходы найдутся.
– На этой замечательной, поэтической ноте мы и завершаем разговор. Спасибо вам за интересное интервью!
– Пожалуйста. Мне удалось вас переубедить и развеять скепсис в отношении медиафорума?
– По большей части да. Но посмотрим, как пройдет форум, и сделаем выводы.
– Мы постараемся оправдать доверие и ожидание коллег.