Каждый год Людмила Иванова, ее дети и спутник жизни Иван отправляются в поход на Манскую петлю и, поднявшись на вершину, все вместе загадывают желание, которое непременно исполняется.
Секрет такого, почти магического, действа, видимо, в том, что в этой семье есть особое умение «создавать жизнь», находить в ней радость, не пускать ее по рутинному потоку.
– Мы любим заниматься спортом, ходить в походы, ездить на дачу, часто посещаем концерты, снимаем видео о природе и о нашей жизни, участвуем в городских конкурсах и соревнованиях, – рассказывает Людмила, – а иногда просто надеваем красивую одежду и танцуем.
То же умение помогает преодолевать крутые повороты судьбы.
У Людмилы четверо детей, двое из которых имеют инвалидность: диагноз старшей дочери – ДЦП средней тяжести, у младшего сына – умеренная умственная отсталость. Для любой матери это само по себе задача, которую предстоит решать всю жизнь, но для нее она оказалась далеко не единственной…
– Пять лет назад моя жизнь перевернулась – погибли родители и муж. Осталась я одна с пятью детьми, четверо своих и внучка. Казалось, все, конец, сил нет… Но я нашла в себе силы подняться и жить дальше. То, что получилось именно так, во многом заслуга моего отца, Сергея Ивановича Иванова, главного тренера красноярского баскетбольного клуба «Енисей». Он очень многому научил меня. Отец говорил: добивайся всего сама, а я помогу тебе, когда потребуется. И, конечно, в той ситуации мне помогали дети.
Сейчас две дочери уже взрослые, живут самостоятельной жизнью. Старшей, Анне, тридцать лет. Несмотря на диагноз, она работает, учится, стремится вперед, равняется на меня, наводит красоту, не хочет зависеть ни от кого – она вышла замуж, у нее здоровая умная дочка, Маргарита, которой девять лет. Другой дочери, Софье, двадцать – сейчас она живет в Санкт-Петербурге. Сын Игорь учится в десятом классе. Младшему, Егору, двенадцать лет… В те годы мне приходилось много работать, иногда на двух работах. Конечно, большую роль сыграла поддержка государства – выплаты, пособия… Я занималась детьми, поднимала их – именно поднимала, а не тянула.
– Одна поднимала?
– У меня было два брака. Отцы детей не приняли ситуацию с инвалидностью. Точнее, они не отказались помогать, но жить со мной не стали. Отец Ани прожил в семье какое-то время, потом сказал: я так не могу. Он неплохой отец, я никогда не говорила о нем плохо, он встречается с дочерью – но наши пути разошлись, как только Ане окончательно поставили диагноз…
Потом я встретила Игоря, отца моих трех детей. Мы прожили с ним в браке двадцать лет. У нашего младшего ребенка, Егора, в четыре года диагностировали умеренную умственную отсталость. Когда смотрю на других детей с похожим заболеванием, думаю, что мне Бог дал не самую тяжелую задачу – бывает намного сложнее. Но в любом случае Егор не сможет жить один, без нас. Его нельзя одного на улицу выпустить – он не знает, в каком городе живет, где находится его школа… Правда, он умеет сам одеваться. Я внутренне готова к тому, что сын будет со мной всегда. И волей-неволей задумываюсь, как сложится его жизнь, если меня не станет. Не хотелось бы обременять своих детей, но интернат или больница – тоже не лучший вариант… У меня по этому поводу постоянно разные проекты созревают.
– Есть известный афоризм: то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Какой жизненный урок эта история дала именно вам?
– Многие люди, оказавшись в тяжелой ситуации, загоняют себя в алкоголь, наркотики, психические расстройства, внушают себе, что они слабые, не могут ничего… Это все бред. Надо действовать наоборот – говорить себе: ты самая лучшая, красивая, сильная, и ты должна быть счастливой. И поэтому – только вперед, по верной дороге, через добро, любовь и заботу о детях. Кроме того, надо найти себя, ту жизненную нишу, которая будет приносить радость, удовольствие от жизни. Я, например, уже четыре года занимаюсь автомотоспортом. Согласитесь, в сорок пять очень сложно получить права категории В и тем более А – на мотоцикл. Реакция и зрение уже не те, но тем не менее я с этим справилась. Мотоцикл – самый сложный и опасный вид транспорта, дети ахнули, когда я его купила. Но он для меня – особая жизнь. Конечно, бывали минуты отчаяния, но я всегда помнила, что за моей спиной дети и я должна быть для них примером. Ради них я должна быть красивой позитивной мамой, чтобы дети смотрели на меня и верили – все будет хорошо, надо учиться, работать, создавать свою жизнь и проживать ее самому. Так меня учил отец: надо принять то, что случилось, и жить. А когда бывало трудно, меня часто спасал мотоцикл. Даже когда кончится мотосезон, я приеду к нему, пообнимаюсь с ним, заведу, поговорю – и уже радостнее становится.
– Теперь, судя по всему, не только мотоцикл помогает – у вас есть спутник жизни…
– С Иваном мы встретились у общей знакомой, и вот теперь уже два года вместе. Он моложе меня, работает крановщиком на алюминиевом заводе и, как оказалось, всегда мечтал о большой семье. За это время я поняла одно: я та женщина, которая заслуживает самого лучшего мужчину, красивого, молодого, непьющего-некурящего, занимающегося спортом, работящего, любящего свою женщину и свою семью.
– Такие существуют?
– Да. Только надо в это верить. Я просто о таком помечтала – и вот… Иван с первого момента очаровал меня. Уже на следующий день я написала ему о своих чувствах. И он ответил мне – так мы стали общаться, вместе ходить на тренировки, в бассейн, что и сейчас делаем. Кроме того, наша семья участвовала в «Семейных стартах» программы «Утро на Енисее», в медиапроекте «Мое особенное счастье». У нас был фотоотчет, мы познакомились с другими семьями, была фотосессия, представление в Доме кино, интервью у нас брали… Младший сын стал победителем школьного конкурса «Стань звездой». Вроде бы ничего особенного, но положительные эмоции очень много значат, и очень хорошо, что это разделяют твои близкие. Наш образ жизни – очень активный, мы постоянно что-то изобретаем… Сегодня, например, едем на дачу заливать каток. При этом вода за километр. Как мы ее будем таскать, пока не знаю – чего-нибудь придумаем. Иван сказал: я это сделаю для тебя.