Писаницы, древняя наскальная живопись – это уникальные исторические артефакты, которыми богата Енисейская Сибирь. Они встречаются во многих районах края, а особенно в южных – в Новоселовском, Шарыповском, Курагинском, Каратузском, Минусинском, по берегам Красноярского водохранилища.
В последние годы археологи бьют тревогу – произведения древнего наскального искусства беспощадно и безвозвратно уничтожаются современными варварами.
Эта малообразованная публика, абсолютно глухая к истории своей земли, оставляет на скалах безобразные «автографы» вроде «Киса и Ося тут были». Надписи выцарапывают гвоздем и наносят краской прямо рядом с древними историческими рисунками, которым тысячи лет, а очень часто – поверх них.
Петроглиф после этого утрачивается безвозвратно, восстановить его прежний облик уже нельзя. Невозможно зашлифовать глубокие царапины в камне – после этого пропадет и сам артефакт. А краска так глубоко въедается в песчаник, что смыть или стереть ее практически нереально.
Минусинский краеведческий музей имени Мартьянова снимает просветительские фильмы, объединенные в цикл «Древнейшее наследие Сибири». Один из них называется «Уничтожая вечность». В нем научные сотрудники музея с болью говорят о проблеме повреждения писаниц и рассказывают, что в Минусинской котловине это явление приобретает, к сожалению, катастрофические масштабы.
Здесь, например, находится гора Шишка, на которой множество древних рисунков эпохи бронзы, в том числе изображений фантастических существ и животных. Археологи считают, что гора использовалась древними людьми, скорее всего, в культовых целях.
Сегодня сюда наблюдается настоящее паломничество – приходят группы неорганизованных туристов, школьники, местные жители и «эзотерики» разных мастей.
Почти каждый норовит оставить «память» о себе – что-нибудь выбить или написать краской на каменных плоскостях. Легкая пешая доступность этой горы убивает древнюю наскальную живопись: дикие (в прямом и переносном смысле) туристы натоптали сюда хорошо заметную тропу.
Страдает от вандалов и самая знаменитая писаница Енисейской Сибири – Шалоболинская, это целый комплекс петроглифов разных эпох, вплоть до неолита, их здесь пять сотен, и каждый год ученые находят новые.
Достается петроглифам на Георгиевской горе, что близ села Тесь. Потихоньку добираются вандалы до писаницы «Улазы» в Новоселовском районе, рассказал нам директор местного краеведческого музея Михаил Пьянков. Но там петроглифы спасает только то, что не все туристы знают, где они находятся.
– В отличие от памятников археологии – погребений, древних поселений и стоянок, которые спрятаны под землей, – наскальная живопись находится в открытом доступе. Она и так подвержена природным разрушениям – мхи и лишайники, дождь и ветер… А тут еще и люди, которые не понимают, какие бесценные сокровища древности у них перед глазами, в каком уникальном историческом месте они живут, сколько народов и племен жило до них на этой благодатной земле, и все оставили о себе память, – рассказывает старший научный сотрудник «мартьяновского» музея Владимир Конохов. – Видимо, в школах на уроках истории детям плохо объясняют, почему исторические памятники надо беречь как зеницу ока. У нас на древних могильниках песок и камень добывают… Почему во Франции смогли добиться того, что палеолитические росписи в пещерах – таких как Ласко, Шове – это национальное достояние? Там из этого свою фишку сделали, туристы со всего мира едут туда, пещеры находятся под физической защитой государства, а у нас на писаницах даже сторожа нет! Это только на бумаге – исторические памятники, а на деле… Приходи, царапай.
– Наши люди слышали про египетские пирамиды, про Колизей и руины Баальбека. Но памятники Минусинской котловины по своему значению для мировой истории им не уступают! – вторит коллеге научный сотрудник музея Артем Охальников. – Например, Шалоболинская писаница – это и исторический документ, и картинная галерея под открытым небом. Каждая разрушенная писаница, каждый разграбленный курган, каждый наконечник стрелы, варварски поднятый из земли, будет навсегда утрачен для науки.
Уничтожая прошлое, эти люди уничтожают и будущее, навсегда лишая потомков возможности изучать наши памятники и наслаждаться их первозданным видом.
Слушал молодых ученых и вспоминал, как впервые поднялся на Георгиевскую гору, какой священный трепет испытал, увидев петроглифы. Стоял, обдуваемый древним степным ветром, смотрел на рисунки с изображением животных, сцен охоты, и мне тогда пришла в голову мысль, которая не отпускает до сих пор: человек каменного, бронзового века смог донести до нас информацию о себе, а мы, все такие цифровые, вооруженные гаджетами, спутниками и интернетом, вряд ли донесем до потомков, которые придут через пару тысяч лет, свои слова, идеи, изображения.
Вся наша «цифра» может быть уничтожена одним мощным электромагнитным импульсом. А камень практически вечен. Если, конечно, вовремя остановить нынешних вандалов со смартфоном в кармане, гвоздем в руке и ветром в башке.
Просветительскую работу среди молодежи вести, конечно, надо. Ученые и музейщики этим занимаются в меру своих сил и возможностей.
Но здесь и государство должно предпринять решительные шаги. Причем не на бумаге. Важнейшие исторические памятники края, которые находятся на открытом воздухе, нуждаются в элементарной физической охране.
Три трезвых сторожа, работающих посменно сутки через трое за 15 тысяч в месяц на той же Шалоболинской писанице, могли бы сделать больше, чем любые охранные грамоты, которые ни от чего не защищают. Одни только дорогостоящие «концепции» о создании туристической привлекательности края не помогут. Наше историческое наследие надо просто охранять от дураков, отгоняя их от сокровищ палкой, без всяких концепций и долгих обсуждений на конференциях.
МНЕНИЕ
Александр ЗАИКА
археолог, кандидат исторических наук (Красноярск)
– Ситуация двойственная. С одной стороны, мы стараемся пропагандировать наше историческое наследие, рассказывать о нем, чтобы люди гордились прошлым родной земли. Но с другой… Чем больше все это рекламируешь, тем больше народу приезжает на те же писаницы и просто уничтожает их. Поэтому иной раз найдешь что-то новое, и не хочется давать об этом информацию в открытом доступе, чтобы сохранить от варваров древние артефакты.
Мы, археологи, бьемся за то, чтобы к писаницам был только экскурсионный доступ, чтоб там развивался организованный туризм, чтоб охрана памятников истории была не на бумаге, а реальная.
Музеефикация таких объектов – это сложно, долго, затратно. Надо искать какие-то другие форматы – может, через природоохранные зоны. Как это сделано в Хакасии, где существует Хакасский заповедник, и на его территории тоже петроглифы. Есть егеря, кордоны, обходы – в природоохране этот алгоритм давно отработан. Охраняют природу – заодно охраняют и историческое наследие.
Что говорит закон?
Согласно статье 243 УК РФ, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей либо лишением свободы до трех лет.
Те же действия, совершенные в отношении особо ценных объектов, включенных в список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников, либо в отношении объектов археологического наследия, наказываются штрафом до пяти миллионов рублей либо лишением свободы до шести лет.
Фото Минусинского музея им. Мартьянова, Олега Кузьмина