Нашему сегодняшнему герою – Людмиле Ивановне Ефановой ученики «рукоплескали» в Томске, Новосибирске, Красноярске и в городе Мапуту – столице южноафриканского государства Мозамбик.
Не мысля себя вне школы
Людмила Ивановна родилась в 1932 году в Томске. Школу полюбила сразу и навсегда. Будущему учителю повезло с учителями – в те годы в Сибирь было сослано и эвакуировано много образованных людей, сформировался интернациональный коллектив.
– Хорошо помню учительницу литературы Зою Михайловну Поздееву, ее идеально поставленную речь – она была еще и диктором на радио, а ее муж – заслуженный артист Михаил Кузнецов играл в томском театре. Хор в нашей школе организовала сосланная из Риги певица Эдди Петровна Бердман.
В 1950 году Людмила Ивановна окончила филологический факультет томского университета. С выбором профессии долго определяться не пришлось – вне школы мыслить себя наша героиня уже не могла, хотела работать с детьми, выполнять благородную педагогическую миссию.
Коллектив, в который влилась молодая учительница, был очень интересным. В то время в Новосибирске создавался научный центр, и в школе Академгородка подбиралась очень сильная педагогическая команда. Воспитатели будущих академиков приехали в Сибирь из разных городов, в том числе из Москвы.
В 1970 году Людмила Ивановна с семьей переехала в Красноярск, где продолжила свою педагогическую деятельность.
У каждого самобытного и талантливого педагога есть свои профессиональные секреты, маленькие личные открытия. Есть такие и у Людмилы Ивановны Ефановой.
Общественная жизнь в школе в те годы была стандартной – торжественные линейки на 1 Мая и 7 Ноября, программа к годовщине Парижской коммуны, субботники, походы. Вот в походах и применяла Людмила Ивановна свою особенную методику. В рюкзаках у школьников были не только бутерброды и термос, но и обязательно – учебник русского языка.
– На природе почему-то все лучше запоминается, и учиться на свежем воздухе легче. Так что на привалах все доставали учебники и готовились к грядущим экзаменам. Понемногу, как будто в шутку даже, неформально, но зато иногда даже более эффективно, чем в условиях классной комнаты.
На горячей земле
После военного переворота в Португалии, известного как Революция гвоздик, африканская колония Мозамбик получила независимость 25 июня 1975 года. Была установлена однопартийная система с ориентацией на страны социалистического лагеря, установлены дружеские связи с Советским Союзом, в страну поехали советские специалисты. Среди них был и супруг Людмилы Ивановны, химик Леонид Николаевич Ефанов. Вместе с ним наша сегодняшняя героиня и прилетела в 1982 году в столицу Мозамбика Мапуту. В школе при советском посольстве тогда остро нуждались в инициативных, творческих учителях. Проверка на энтузиазм была простой – смотрели, насколько готов человек ко внеурочной работе на общественных началах. Людмила Ивановна, бессребреник по натуре, была готова.
– Наверное, сейчас это странно прозвучит, но я много чего делала даром – школьные спектакли, линейки, утренники. И делала с удовольствием, просто из любви к детям. Так что пришлась ко двору, – улыбаясь, вспоминает Людмила Ивановна.
Жизнь в бывшей португальской колонии, несмотря на обилие экзотических фруктов, была несладкой. Обстановка тревожная, выходить в город небезопасно, климат, непривычный для сибиряков. Даже в сугубо бытовом отношении возникали трудности – Людмила Ивановна с мужем жили на восемнадцатом этаже жилого дома, периодически там ломался лифт, ходили пешком. Сегодня Людмила Ивановна вспоминает об этих трудностях с улыбкой:
– Моим внукам бы такую физкультуру! А вообще, я полюбила эту горячую землю. Жизнь там многому нас научила. Африка, как и Север, испытывает человека. Надолго оставались там только сильные, крепкие, дружные семьи, честные трудолюбивые люди. Те, у кого случались какие-то конфликты, проблемы в семье – возвращались или отзывались в СССР.
Работа в посольской школе для красноярской учительницы ничем принципиально не отличалась от той, к которой она привыкла дома. Хотя там было всего шесть классов, и они были маленькие, в среднем по 15 человек.
– Уроки ничем особенным не отличались, урок – он и в Африке урок. Другое дело, что у самих детей было другое отношение. Дети были хорошие, как на подбор все способные, работать с ними было легко. Они были из разных городов и даже стран – у меня было шесть учеников из Болгарии, своей школы у них не было. Ученики активно во всем участвовали – школа для них стала единственным развлечением. Если в России само собой разумеющимся было провести для отстающих или заикающихся детей дополнительные уроки после основных, то там после окончания учебного дня все уезжали. В школу и обратно всех централизованно возили на специальном автобусе. Время было тревожное – ЮАР и Южная Родезия финансировали террористические группировки, которые противодействовали режиму. Периодически они что-нибудь взрывали, ходить по городу детям не разрешалось. К тому же в Мозамбике мы увидели черный расизм. Он оказался не мифом капиталистической пропаганды, как нам говорили, а суровой реальностью. Далеко не все видели в советских специалистах друзей, хотя мы ими и были, – белые же. Случалось, что в детей на улицах бросали камни…
Сегодня Людмила Ивановна Ефанова на пенсии, последние годы работала в красноярской школе № 72. Несмотря на смену статуса, профессию менять она не собирается. В начале учила внука, вплоть до поступления его в университет. Потом «тянула» на общественных началах соседских ребятишек. И это нормально – каждый учитель является носителем уникального опыта. И этот опыт очень нужен людям.