В чем правда, брат Егор?

Зрители Красноярского края ближе познакомятся с «театром визуальной поэзии»

В чем правда, брат Егор? Зрители Красноярского края ближе познакомятся с «театром визуальной поэзии»

Главный режиссер Большого театра кукол из Санкт-Петербурга Руслан Кудашов ставит на красноярской сцене спектакль «Егоркина былина» по одноименному произведению легенды русского рока Александра Башлачева. Аван-премьера намечена на 20–21 июля.

 

Мы уже рассказывали о том, что Красноярский театр кукол расширяет свой «взрослый» репертуар. «Егоркина былина» – еще один шаг в этом направлении. Зрителей ожидает путешествие в загробный мир, где душа испытывается искушениями перед тем, как предстать пред Высшим Судом, а сам герой олицетворяет собой душу народа.

– Руслан Равилевич, можно ли говорить о том, что уже сложилась традиция сотрудничества между Большим театром кукол в Санкт-Петербурге и Красноярским театром кукол?

– Да. «Егоркина былина» – второй спектакль, который я здесь ставлю. Первым был «Хармс». Кроме того, в марте этого года мы приезжали сюда со студентами, проводили режиссерскую лабораторию, которая проходила в сотрудничестве с известным театральным деятелем Олегом Лоевским. По результатам этой лаборатории мои студенты будущей зимой поставят два спектакля в Красноярском театре кукол.

– Как появился замысел сделать постановку по мотивам былины Башлачева?

– Мне давно хотелось поставить эту вещь. В моем театре уже есть спектакль, посвященный творчеству Александра Башлачева, — «Башлачев. Человек поющий». Но в нем нет этой былины, поскольку она достаточно продолжительная. Однако желание, чтобы она где-то прозвучала, повторю, было у меня давно. Я выбирал произведение, олицетворяющее пространство наше дикое, российское, народ наш такой странный, непонятный – и выбор пал на эту былину.

– Насколько поэзия Башлачева может быть интересна сегодня? Складывается впечатление, что она вся из того, советского времени…

– Не думаю, что она из того времени, она вся из пространства вечных размышлений о том, что такое русский человек, и вообще человек. Наоборот, его поэзия – чрезвычайно актуальная вещь, поскольку в ней есть то, о чем сейчас мало кто говорит, и мало кто усердствует в поисках ответа на вопрос, что есть мы как народ. Сейчас эти понятия размываются усилиями масс-медиа, эдакого поверхностного патриотизма. Получается, что мы оказываемся в ситуации постоянной неправды. Для меня в этом смысле сейчас напряженная ситуация, потому что народность наша как-то стирается. А «Егоркина былина» говорит о том, что есть некое искушение внутри человека – именно то, что сейчас происходит с нами, да и не только с нами. Мы искушаемы житейскими благами, успехом и прочими мелкими вещами, в погоне за которыми теряем свою суть. А герой былины как раз отрекается от этого поверхностного блага, того, что могло бы прикрыть, припудрить нищету и боль. В этом, на мой взгляд, актуальность всего творчества Башлачева – он зрит в корень проблемы, которую мы даже не хотим проговорить сейчас.

– Если говорят о неправде, следовательно, есть представление о правде, хотя бы самое общее. В чем оно?

– Прежде всего, в милосердии и уважении к личности. Этой мыслью былина и заканчивается… Если этого не будет, не появится уважения к субъективному существованию человека, ничего хорошего не получится – любое государство развалится без этого уважения. Никакие идеи, патриотические, либеральные и прочие, его не спасут. По-моему, очень важно культивировать в себе эту мысль. Но мы не хотим… не то, что не хотим даже, а просто не понимаем этого. Почему – не знаю.

– Многим красноярцам очень понравилась ваша постановка по произведениям Хармса. И теперь вот Башлачев… Вам принципиально интересны вещи, не являющиеся традиционной драматургией?

– Ведь я и занимаюсь не совсем традиционным театром, это скорее поэтический театр. Кто-то называет его театром визуальной поэзии. Потому и материал выбирается соответствующий. Творчество Хармса, например, в этом смысле было мне интересно. А теперь вот Башлачев.

– Технически насколько сложным будет спектакль?

– Пока могу сказать, что в такой технике мне еще не приходилось работать, и, думаю, это будет непросто. Художником постановки стала Марина Завьялова (главный художник Большого театра кукол, – НКК), с которой мы работали над «Хармсом». Это уже третий или четвертый ее спектакль в Красноярском театре кукол.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности