Определиться с будущей профессией – задача непростая. Обычно старшеклассники выбирают вуз или ссуз, ориентируясь на предметы, которые нужно сдавать при поступлении: что лучше знаешь – то и сдаешь. Но ведь даже успешная сдача экзаменов не гарантирует, что выбранная специальность придется по душе. Чтобы точно знать, чем придется заниматься в жизни, для школьников организовали Большой фестиваль профессий, который прошел в Красноярском крае уже во второй раз.
Как построить умный дом
В МВДЦ «Сибирь» было очень шумно: сюда приехали более 1 700 школьников 6–11-х классов со всего края. В течение трех дней ребята знакомились со спецификой различных профессий и даже пробовали себя в роли будущих специалистов. В этом им помогали преподаватели колледжей и вузов, а также представители крупных промышленных предприятий и компаний – ПАО «Полюс», РН-Ванкор, АО «Красмаш», предприятие ООО «СХП «Дары Малиновки», АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва», ООО «КБС-Проект», Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний и другие.
Сначала ребята выбирали наиболее интересные для себя секции. Там они прослушивали краткую лекцию по выбранной тематике, а дальше выполняли практические задания. Так, на площадке золотодобычи подросткам рассказывали сразу о нескольких профессиональных направлениях в работе золотодобытчика: здесь и геология, и биотехнологии, и геологоразведка, и аффинаж. В качестве наглядного примера ребятам предложили самостоятельно промыть золотоносный песок – это самый древний способ добычи драгоценного металла. Конечно же, все три дня площадка пользовалась большой популярностью у школьников.
Не менее интересными и познавательными оказались секции нефтегазодобычи, инженерии, строительства, экономики. На площадке аграрной отрасли дети определяли, какому животному принадлежит череп, проверяли качество молока и яиц, зашивали «рану» на макете, собирали беспилотный летательный аппарат для обследования полей. В секции «Электромонтажные работы» ребята старше 14 лет собирали реверсивную электрическую схему пуска двигателя, а в младшей группе (10+) – схему с переключателями, которая должна зажечь лампочку. Будущие инженеры пробовали коллективно оснастить макет квартиры новейшими программными и коммуникационными технологиями.
В секции «Лесоводство» определяли чистоту семян, работали с Красной книгой края, узнавали древесные растения по коре и многое другое. А на площадке «Агробиотехнологии» изготавливали различные питательные среды, стерилизовали всевозможные материалы и семена, занимались микроклонированием картофеля и т. д.
Многие ребята, особенно старшеклассники, уже точно знают, кем станут в будущем.
– Я готовлюсь стать лаборантом химического анализа, поэтому и здесь выбрала эту секцию, – говорит ученица 11-го класса красноярского лицея № 7 Анастасия. – Здесь очень хорошо все организовано, и я рада, что мы можем не только делать интересные химические опыты и исследования, но и я могу кому-то что-то подсказать.
Физики или лирики?
Как оказалось, у молодежи востребованы не только технические, но и гуманитарные, творческие профессии. Так, отбоя не было от ребят, желающих попробовать себя в качестве кондитера и приготовить изысканный десерт.
Родители говорят: ты должен быть инженером. А ребенок говорит: я хочу быть поваром! Я так люблю готовить! И этот спор действительно решился, когда ребенок пришел на профпробы инженера, он показывает родителям: мне это неинтересно, мне это не нравится. А когда он пошел на профпробы вместе с родителями в пищевой техникум, то показал – это мое, глаза у ребенка горят, – рассказала учитель географии школы № 90 Железногорска Евгения Бурмакина.
Очень много школьников пришли в секцию Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства. Здесь преподаватели и студенты ссуза предлагали ребятам проверить себя в направлениях «Дизайн одежды» и «Графический дизайн». Школьники, среди которых было немало мальчиков, сами шили толстовки и затем придумывали для них красочные принты.
– Порой бывает страшно выбирать профессию из отрасли креативных индустрий, так как родители считают, что творчеством не заработать на достойную жизнь. Поэтому мы приглашаем ребят приходить в колледж вместе с родителями, чтобы увидеть своими глазами наши современные лаборатории и мастерские, – говорит заведующий учебно-производственными мастерскими колледжа Алексей Снетков.
Вперед – к звездам
Параллельно с этими событиями все три дня шли соревнования участников движения «ЮниорПрофи» – финалистов отборочного этапа в чемпионате компетенций, чемпионате корпораций и конкурсе «ПрофСтарт». В них принимали участие несколько команд, а в конце фестиваля им предстояло выполнить специальное задание – сконструировать и собрать ракету и сделать пробный запуск.
– Сначала мы попробовали спроектировать настоящую ракету и собрать ее. Потом наши электронщики спаяли микросхемы и вставили их. А лазерщики собрали пусковую установку. Просто это все в маленьком формате, – пояснила участница «ЮниорПрофи» Виктория Гайдулина.
Фестиваль профессий проводится в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» при поддержке федерального оператора проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее» Фонда гуманитарных проектов.
Это крайне важное мероприятие, потому что чем раньше ребята начнут свои профессиональные пробы, тем более квалифицированными специалистами они станут в будущем. Сегодня очень важно, чтобы школьники как можно быстрее узнавали об определенных профессиях и пробовали себя в них. Поэтому фестиваль, который проводится у нас уже второй год, имеет образовательный вектор: узнаю, пробую, – прокомментировала Светлана Маковская, министр образования Красноярского края.