В Красноярске прошел форум казачьей культуры «Сила единства» и Всероссийский чемпионат по сценической фланкировке – традиционному казачьему танцу с холодным оружием. В региональном «Центре культурных инициатив» собрались сильнейшие представители этого вида искусства, а также начинающие фланкировщики.

Фото: Руслан Рыбаков
Напомним, казачий форум проводится в Красноярске с 2024 года, а чемпионат – с 2017-го, причем за эти восемь лет его статус вырос с регионального до всероссийского. Оба проекта, проходящие под эгидой Красноярской региональной общественной организации «Союз казаков Енисея», имеют единую цель – развивать и популяризировать самобытную казачью культуру, что в нынешние времена выходит далеко за фольклорные рамки и является одним из факторов формирования будущего нашей многонациональной страны.
Основная задача современного казачества – воспитание молодежи, воспитание патриотов, будущих защитников нашей Родины, – сказал в приветственном слове к участникам форума атаман «Союза казаков Енисея» Анатолий Князьков. – Вы знаете, какое сложное время мы переживаем, и многие наши казаки сейчас выполняют боевые задачи в зоне проведения специальной военной операции. И потому мы продолжаем работать в этом направлении.

Фото: Руслан Рыбаков
Двухдневная программа была насыщенной – выставки, лекции, мастер-классы, круглый стол и собственно чемпионат, но, бесспорно, главным героем форума была казачья шашка, которая является не просто оружием, но всеобъемлющим символом казачества. Фланкировка, превратившаяся из боевого упражнения в особый вид сценического искусства, стала своего рода передаточным звеном, приобщающим наших современников к казачьей традиции, истории и высокому воинскому духу. Об этом говорил один из приглашенных на форум мастеров Роман Литовка:
Чтобы понять сценическую фланкировку, нужно знать ее истоки. Шашка для казака – воплощение его духа, его судьбы, его особенного места в мире. Чтобы понять это, нужно знать историю. Казак получал шашку в особом, сакральном возрасте, обычно около 17 лет. Это был главный рубеж его жизни, означавший превращение из подростка в воина и полноправного члена общины. Казак получал право голоса на круге и земельный пай. И, конечно, с того же момента у него появлялась ответственность за себя, товарищей, за свою станицу и за Отечество. Шашка – не подарок, а статус, который нужно было оправдывать всей своей жизнью, это воплощение казачьей воли и свободы. Старинная пословица сравнивает шашку со своенравной девушкой, которую нужно приручить, подчинить своей воле. Тот, кто мог сделать, становился по-настоящему свободным, сильным человеком, отвечающим за свою судьбу и способным защитить своих близких и страну. Конечно же, с шашкой были связаны строжайшие правила и кодекс чести, снятие шашки с казака было величайшим унижением. Шашка передавалась от деда к внуку, когда дед уже не мог ею управлять. Если наследников не было, шашку ломали пополам и клали в гроб вместе с умершим. С детства казаки учились боевой фланкировке – это был суровый прикладной навык, целью которого являлась эффективность владения оружием. Но с окончанием всех кавалерийских сражений боевое применение шашки сошло на нет и ушло в культуру. На свадьбах, праздниках, гуляниях казаки стали устраивать соревнования в мастерстве владения этим оружием, и с этого момента фланкировка начала приобретать театральные зрелищные черты.

Фото: Руслан Рыбаков
При этом, по словам Романа Литовки, постижение искусства фланкировки само по себе не только закаляет волю, развивает целеустремленность и силу, но способствует становлению личности. Прежде всего потому, что для начинающего фланкировщика отечественная история перестает быть абстракцией, она вырастает в готовность знать своих предков, служить их памяти не на словах, а на деле:
Через казачью культуру, частью которой является фланкировка, человек осознает себя частью большого народа, его богатейшей и славной истории.

Фото: Руслан Рыбаков
Примечательно, что ту же мысль подтверждают практики. Инна Ярославская, руководитель творческого объединения «Путь клинка» из г. Прокопьевска Кемеровской области, а кроме того, жена атамана Покровского округа Союза казаков-воинов России и зарубежья, уже не впервые приезжает в Красноярск со своим коллективом. В прошлом году двое ее подопечных стали победителями чемпионата по фланкировке. В этот раз с ней 12 человек, среди которых девять детей от 7 до 15 лет.
Я вижу, как ребята, которые занимаются у нас, не только развиваются физически, постигают эстетику этого вида искусства, но и начинают более осознанно относиться к себе, окружающим, своей стране. Мы много говорим с ними о казачестве и о прошлом России. При подготовке новых номеров обязательно изучаем историю появления ставших классикой песен – как, например, песни «Казаки в Берлине»… Занимаясь фланкировкой, дети начинают интересоваться своей родословной, и, кстати, многие из наших учеников нашли в ней казачьи корни.



