С тех пор как в крае был принят закон «О мерах социальной поддержки детей защитников Отечества…», поток писем в нашу редакцию не иссякает. Обращаются те пожилые люди, которых по разным причинам к этой категории не отнесли. Можно ли им помочь?
Недавно пришло очередное письмо. Его отправила пожилая жительница Красноярска, которая решила напомнить о военном конфликте 1938 года на Дальнем Востоке.
Здравствуйте! Мой отец, Шавнин Иван Алексеевич 1914 года рождения, погиб 6 августа 1938 года в бою на озере Хасан, где и захоронен в братской могиле. Он был командиром и награжден орденом «Красное знамя». Ему было 24 года. Пишу я вам о несправедливости, что жаль, что я не являюсь ребенком войны. Дети, отцы которых воевали в Отечественной войне, – дети войны, а мы – нет, выходит? Пишу сама и плачу. Я не видела отца, вернее, не помню его. И выходит, что мы не заслужили?..
На самом деле более 80 лет назад на Дальнем Востоке у границы Кореи и Китая, вблизи озера Хасан, произошел военный конфликт. На советскую территорию вторглись японские войска, убив несколько наших пограничников. Столкновения продолжились, и было понятно, что это не просто пограничный инцидент.
Боевые действия продолжались почти две недели. Число погибших советских солдат, по официальным данным, – более 700 человек. Раненых – свыше 2,5 тысячи.
С одной стороны, отец Дерявченко Тамары Ивановны – жительницы Красноярска, которая и написала нам письмо, однозначно защитник Отечества. А с другой – в законе-то говорится именно о тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне. И как тут быть?
Вот что нам пояснили в министерстве социальной политики Красноярского края:
К категории «Дети погибших защитников Отечества» относятся лица, имеющие место жительства на территории Красноярского края, не достигшие возраста 18 лет по состоянию на 3 сентября 1945 года, один из родителей которых являлся военнослужащим и в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года или с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года: погиб (пропал без вести) при защите Отечества или в плену, умер вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Отечества или в плену.
Тамара Ивановна относится к гражданам, пережившим Великую Отечественную войну в детском возрасте (не достигшим возраста 18 лет по состоянию на 3 сентября 1945 года), поэтому получает ежегодную денежную выплату к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., а также все меры социальной поддержки, положенные вдове ветерана Великой Отечественной войны, и также те, что назначаются лицам, имеющим инвалидность».
И все же возможно ли сделать исключение для тех, чьи родители погибли в боях на озере Хасан? Ведь понятно, что с учетом прошедшего времени речь идет буквально о единичных жителях нашего края.
Мы обратились к депутатам Законодательного собрания Красноярского края и попросили вернуться к рассмотрению этого вопроса.
СПРАВКА НКК
Большинству жителей нашего края, имеющих право на статус «Дети погибших защитников Отечества», он уже присвоен. Тем не менее, если остаются какие-то вопросы, задать их можно в отделениях социальной защиты по месту жительства. Если нет документа, подтверждающего гибель отца или матери, специалисты соцзащиты помогут сделать запрос в военкомат по месту призыва на службу. Подтверждающим документом также является информация из базы данных сайта «Мемориал».