В ожидании мракобесов

Вряд ли можно придумать лучшую рекламу для так называемого современного искусства, чем скандал

В ожидании мракобесов Вряд ли можно придумать лучшую рекламу для так называемого современного искусства, чем скандал

К примеру, в середине 90-х казаки пригрозили выпороть за пакостничество одного местного деятеля аккурат в канун открытия персональной выставки, и весь город всерьез обсуждал, достоин ли паренек порки. У другого (опять же в канун) возник вроде как конфликт с директором галереи, который будто бы усмотрел в произведениях что-то фашистское. В итоге народ на выставку повалил валом, и пресса жужжала роем вокруг автора и вокруг директора. Ничего фашистского в экспозиции, по правде говоря, не было. Лично мне из всех произведений запомнился обрамленный чертеж пистолета Макарова в профиль и анфас…

Самое удивительное, что присутствовавшие при обоих эксцессах столичные гости сразу поинтересовались, сколько казаки и директор берут за рекламу, и долго удивлялись, что эксцессы были искренними, бесплатными, из любви к чистому искусству… Дремучая провинция.

И вот накануне стою в пробке и слышу по радио буквально следующее: митрополит Пантелеимон обратился к городским властям с требованием запретить выставку Марата Гельмана «Родина». Потом, когда ознакомился с материалом поближе, выяснилось, что путь факта к эфиру очень напоминает старый армянский анекдот: «Правда ли Хачикян выиграл в Спортлото тысячу рублей?» – «Правда, но если точнее, то не Хачикян, а Манасян, не тысячу, а сто, не в Спортлото, а в карты, и не выиграл, а проиграл».

Как выяснилось, митрополит о выставке знает, она ему не нравится, но в тот день владыки в городе не было и ни с каким обращением к власти церковь не выступала. Есть, как сообщают информагентства, только намерение обратиться к губернатору, в минкульт, поддержать протест городского депутата Владислава Жуковского, который, по правде сказать, и есть главный ньюсмейкер.

Пресс-секретарь епархии священник Петр Боев говорит буквально следующее:

– Не дело церкви лезть в музейные дела и указывать, проводить выставку или нет.

Правда, творчество Гельмана отец Петр также не жалует, но акцентирует внимание на том, что это его личное мнение…

Но все эти слова – выстрел вдогонку. В Сети к тому моменту уже полно заголовков, извещающих, что «Церковь запретила выставку», «Родину хотят предать анафеме» и т. д. И радио повторяет вслед за Сетью.

Вопрос не в качестве журналистской работы – она-то по формату последних времен как раз «качественная». В качестве образца: одно популярнейшее издание из информации о том, что сильные морозы обошлись без особых жертв – замерз один пьяный бомж – делает передовицу: «На улицах города валяются обледенелые трупы».

Здесь «качество» строится на ожидаемости скандала: есть мороз – должен быть труп. Обледенелый. Аналогию можно продолжить: гей-парады подразумевают агрессивных «охранителей вечных ценностей», выставка мехов – бешеных гринписовцев, а современное искусство в последнее время как-то совсем не смотрится без «мракобесов».

Вообще, если бы церковь действительно запрещала скандальные выставки, отлучала и предавала анафеме, она бы сделала большой подарок производителям и потребителям «горячей» информации – ведь именно этого от нее ожидают. В церковниках попросту очень хотят видеть мракобесов, и поэтому каждое расхождение во взглядах клириков и «свободолюбивых мирян» становится поводом для широких дискуссий как в «интеллектуальной» среде, так и в «простой».

Это, кстати, давняя либеральная традиция, берущая начало с отлучения Льва Толстого от церкви. Собственно, от самого отлучения нашему гению было ни холодно ни жарко, поскольку он не был христианином и открыто презирал церковь; и уже тем более отлучение никак не могло отразиться на его здоровье и имуществе… Но интеллигенция развернула громокипящую кампанию и клеймила «мракобесов» так, как не снилось никакому Емельяну Ярославскому.

Что касается так называемого современного искусства, то «мракобесы» ему органически необходимы, как отрицательный герой – положительному. Можно даже сказать, что именно для них оно и существует. К примеру, картина в виде популярного слова из трех букв создается в расчете на быструю энергичную реакцию. Долговременной художественной ценности она не имеет.

И на ту самую «возмутительную» инсталляцию с куполами-клизмами 20 лет никто любоваться не будет – она отживет свой век, когда закончится выставка. Задача-то немудреная – раздразнить, показать фигу и смыться. И, надо признать, выставка успешно ее отрабатывает, перевозя ожидаемые скандалы из города в город.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности