Тема доступности почтовых и банковских услуг в селах края – одна из самых актуальных. Если в деревне закрывается отделение «Почты России» или офис финансовой организации, населению приходится сложно: коммунальные платежи не внести, переводы или социальные пособия не получить. А как быть в такой ситуации? С этим вопросом сельчане все чаще обращаются в НКК.
Услуга недоступна
Тамара Михайловна Юдина – жительница Красноярска, но в селе Новая Солянка Рыбинского района у нее сестра. Женщина-инвалид, онкологическая больная, живет в общежитии – перепрофилированном доме престарелых. Сестра нередко отправляет ей деньги. А тут был момент, что ни почта, ни Сбербанк в Новой Солянке не работали.
– Чтобы деньги получить, сестре нужно в Заозерный ехать. А она инвалид, маломобильная! – сетовала Тамара Юдина.
Тамара Михайловна на два года младше сестры, которой исполнилось 73. И сама болеет, но иногда приезжает в Новую Солянку повидаться с сестрой Людмилой Михайловной и помочь чем может.
Людмила Михайловна и раньше в Солянке жила, но когда муж умер, дочь забрала ее в краевой центр. Да климат ей здесь не по здоровью. Заболела онкологией, врачи сказали – езжай на свежий воздух, подальше от загазованности. Вот и вернулась она на родину. Дали ей комнатку в общежитии. Живет. Правда, за любым пустяком приходится в районный центр ездить. А это больше 40 минут на электричке.
– Пенсию мне на карточку перевели, банкоматы в конторе (в сельсовете. – НКК) есть. Не всегда, правда, работают, но получить можно, – рассказывает Людмила Михайловна. – И Сбербанк сейчас два дня в неделю работает – понедельник и вторник. Правда, кассир то и дело на больничном. А почту давно закрыли – не могут директора найти.
Раньше почтовое отделение работало на первом этаже общежития, в котором живет инвалид. Хорошо было, удобно – и за «коммуналку» заплатишь, и перевод получишь, и газету купишь. Сейчас нет. Недоступна сельчанам эта услуга.
– Если что-то надо, нам одна дорога – в Заозерный, – продолжает Людмила Михайловна. – Например, в Новой Солянке только терапевт и стоматолог принимают, все анализы нужно в районной больнице проходить. Автобус в райцентр идет три дня в неделю – вторник, пятница и воскресенье. А в выходной ни одна организация не работает, да и в пятницу приедешь – записи к врачу нет. Удобнее на электричке. А там такси беру – от станции в гору пешком не подняться.
За посылкой – в Бородино
Почта в Новой Солянке закрылась в конце 2019 года. В октябре помещение, где размещалось отделение, затопило. Его отремонтировали, и почта снова открылась. Но ненадолго. В декабре уволились оператор и заведующая. Услуги населению оказывают почтальоны – разносят пенсию, мелкие пакеты, принимают у населения платежи. А вот с посылками с наложенным платежом – проблема. Их вручают только получателю. А для этого жителям Рыбинского района нужно ехать аж в город Бородино.
– Мы были закреплены за Заозерным, а когда остались без заведующей, нас прикрепили к Бородино, – рассказывает глава Новосолянского сельсовета Татьяна Якубенко. – 25 декабря 2019 года мы проводили сход, приезжал руководитель Зеленогорского почтамта, в состав которого мы входим. Мы просили прикрепить нас обратно к Заозерному – там все социальные объекты, банки, аптека. Но нас где слышали, где не слышали. Сказали: не будет человека – закроем отделение.
А почта Новой Солянке нужна. Село большое – почти три тысячи человек. Не какая-то умирающая деревня, а железнодорожная станция!
– Я переживаю, чтобы все социальные услуги у нас оказывались, – признается глава сельсовета. – Пенсионеры не умеют банкоматами пользоваться – он часто зависает, не работает. У нас пытались закрыть филиал Сбербанка, но мы отстояли. Пенсионеры любят на почту ходить – платить за услуги, покупать печатные издания.
С точки зрения управления
Управление Федеральной почтовой связи Красноярского края, куда НКК обратился с запросом, констатировало: «Иногда в населенных пунктах происходит временное закрытие почтовых отделений из-за отсутствия квалифицированных кадров. В таких случаях служба подбора персонала предприятия оперативно подбирает кандидатов на вакантные должности совместно со службами занятости населения районов Красноярского края и главами муниципальных образований. После чего отделения возобновляют свою работу в штатном режиме. Отметим, что все населенные пункты края, в которых нет стационарных отделений почтовой связи, обслуживаются почтальонами, оказывающими населению основные виды услуг».
УФПС Красноярского края подтвердило: почтовое отделение Солянка 663953 временно закрыто, население обслуживают три почтальона в дни почтового обмена (когда приходит машина с Зеленогорского почтамта и привозит корреспонденцию). Они доставляют денежные переводы, посылки и мелкие пакеты, периодические печатные издания, письменную простую и заказную корреспонденции, пенсии и социальные выплаты, принимают коммунальные платежи, реализуют товары народного потребления.
— В настоящее время кандидат на должность начальника отделения почтовой связи проходит обучение. И в ближайшее время отделение почтовой связи вернется к обслуживанию клиентов в штатном режиме, – пишет НКК пресс-секретарь УФПС Красноярского края Анастасия Дюкорева.
Без заведующей закроем почту!
В Новой Солянке тоже не теряют надежды, что их почтовое отделение заработает. Правда, с кадрами не так хорошо, как рапортует УФПС Красноярского края. За последние полгода здесь перебрали уже несколько претендентов на должность заведующего.
– Приходили к нам люди, заполняли анкеты. Мы их перенаправляли на электронный адрес Зеленогорского почтамта. Но служба безопасности наши кандидатуры не пропускает – у многих кредиты, – сетует Татьяна Якубенко. – На сходе в декабре уговорили одну женщину пойти работать. В январе она поехала в Новокамалу обучаться на должность заведующей. А ей не уделили должного внимания. Оператору почты не выдали распоряжения обучить, и наша кандидат просто стояла за спиной у работника – что увидит, то и поймет. В результате отказалась. Заведовать почтой – это же ответственность. В том числе и материальная.
Такая же ситуация сложилась и с последней кандидатурой на должность заведующей отделением 663953. За свой счет ездила в Бородино на обучение, а на нее никто внимания не обращал, знания не передавал.
– Я не понимаю, как они к людям относятся, как кадры подбирают, – недоумевает глава Новосолянского сельсовета. – Такое впечатление, что Зеленогорский филиал не заинтересован в подготовке заведующих, доступности услуг. Все спихнули на сельсовет: хотите, чтобы почта работала, – подбирайте кадры. А нет – закроем почту!
Не только письма, но и пенсии
Закрытые почтовые отделения – красивые, отремонтированные, но неработающие – не редкость для сел Красноярского края. В Рыбинском районе только Новая Солянка страдает от отсутствия почтовиков, в остальных населенных пунктах отделения функционируют. А вот в соседнем Ирбейском районе (который также относится к Зеленогорскому почтамту) из 11 отделений почтовой связи работают меньше половины. Отсутствуют кадры.
Не хотят люди идти в почтальоны: труд непростой и ответственный. В сумке почтальона не только письма и квитанции, но и пенсии, социальные выплаты, переводы. А в мешке за спиной – те самые товары народного потребления: консервы, шоколад, канцелярия и косметика. Каждое почтовое отделение должно выполнить план по продаже этого непрофильного товара, которого и в сельских магазинах много. Ведь почта на селе должна быть рентабельной.
Кстати, на сходе граждан в Коростелево Ирбейского района (где также закрылось отделение почтовой связи) в конце 2019 года, как и в Новой Солянке, звучали упреки в адрес зеленогорского начальства. Председатель районного совета Валентина Анохина указывала: ей не раз поступали жалобы на грубость сотрудников Зеленогорского почтамта в отношении сельских кадров.
Так, может быть, стоит почте пересмотреть свою политику подбора и обучения специалистов для сельских отделений? Тогда и услуга станет доступнее жителю глубинки.
Фото Любови Кочетковой