В Агинской сельской администрации местную жительницу Наталью Сергееву называют писательницей. И не потому, что она пишет книги или стихи сочиняет, – Наталья Ильинична забросала письмами различные районные и краевые ведомства. Женщина уже пять лет требует отремонтировать полуразрушившееся муниципальное жилье.
Дом для медработника
Наталья Сергеева – личность творческая. Любит работать с ребятишками. Четверых своих уже вырастила, в детском саду несколько лет отработала. Возле своей усадьбы создала единственную в селе Агинское Саянского района детскую площадку. Здесь тебе и брусья, и качели, и песочница. А к открытию сочинской Олимпиады организовала акцию в поддержку спортсменов. Изготовила транспаранты и выставила тут же на детской площадке.
– Молодец Наталья, – хвалит ее глава Агинского сельсовета Владимир Иванькин. – Такую площадку сделала. Вот только зачем пишет во все инстанции?
А писать заставляет нужда. Пять лет назад в ее доме начала разрушаться крыша. От постоянных протечек прогнил угол. Дом муниципальный, живет женщина в нем по договору социального найма, вот и обратилась в местную администрацию с просьбой: отремонтируйте.
– Пошла к председателю сельсовета с просьбой сделать ремонт, – рассказывает Наталья Ильинична. – А мне говорят: «Денег нет».
Дом семья Сергеевых получила еще в 1980-х годах. Наталья только окончила медицинское училище, вышла замуж за жителя Агинского и приехала в село. Работала в больнице, две девочки родились, а потом молодые решили на Север податься на заработки, забронировали муниципальный дом за собой, поселили в нем мать с отчимом и уехали в Мирный. Там еще двойня появилась. Люда и Люба из-за родовой травмы были болезненными. Мать ночи не спала, но малышей выходила. Они выросли, получили образование, правда, так и остались инвалидами третьей группы.
– На Севере кислорода мало, и мы с малышами вернулись в Саянский район, – рассказывает Наталья Ильинична. – Сделали ремонт в доме, стали жить. Холодно было, пристройку соорудили, чтобы детей не застудить. Все с разрешения коммунхоза. Думали, летняя кухня будет, в будущем мечтали сделать здесь ванную и туалет, чтобы как люди жить. Но не получилось.
Угол начал промокать еще в те далекие 1990-е годы. Наталья вспоминает, что однажды от дождя даже проводка загорелась, пришлось пожарных вызывать.
– Утепляли дом, сами водяное отопление сделали, – перечисляет Сергеева. – Но мужу некогда было, он деньги зарабатывал, для семьи старался. То дальнобойщиком ездил, то водителем лесовоза. Мы в достатке жили. В 2006 году мечтали – придет лето, ремонт в доме сделаем, а муж не дожил: умер в апреле от рака мозга.
Женщина вспоминает: перед смертью прощенья у нее просил, что так и не сделал долгожданного ремонта. А через три года после его смерти крыша обвалилась.
Неприятности замедленного действия
Сейчас Наталья Сергеева живет в той самой пристройке, в которой мечтала ванную сделать. Сюда перенесла мебель, отгородила шкафом спальню для младшей дочери и внука (остальные дети в Красноярске, замуж вышли), за печкой устроила себе небольшую комнатку и кухню. Живут в тесноте.
В основную часть дома даже не заходят: холодно. Несколько лет назад администрация пыталась делать здесь ремонт. Залатанный угол до сих пор стоит неоштукатуренный, в большой комнате полностью снят пол, Наталья, чтобы показать нам разруху, скачет по балкам. Вот и пол пустотой зияет, и батареи не работают – разморожены, оттого и стены промерзают. От мороза и сырости уже и в сенях потолок пучится. А в маленькой – бывшей детской комнате Наталья дает волю чувствам. На стене разноцветной краской пишет протесты, отмечает годы своих хождений по кабинетам – 2009, 2010, 2012-й…
– Только остается к Богоматери обращаться, – разводит руками Наталья. – Больше уже никто помочь не может. Даже суд вынес решение не в мою пользу. Но бригаду администрация все же прислала. Угол ремонтировали. Вскрыли пол, доски вывезли и пропали. Сказали: «Больше денег нет».
На мой удивленный вопрос, для чего необходимо было разбирать пол, если предполагался ремонт потолка, Наталья только рукой машет: «Не знаю. Пол гнилой, хотели заменить его».
Наталья Сергеева считает, все ее неприятности начались еще в 2008 году, жилищный фонд Агинского из района передали в ведомство муниципалитета. 245 домов сельсовету отдали одним актом, без комиссионного обследования домов. А именно тогда могли бы выявить старое и ветхое жилье, требующее ремонта.
– В 2010 году я обратилась в прокуратуру за защитой своих прав, – рассказывает Наталья Ильинична. – Прокурор подал иск в суд о признании незаконным бездействия администрации Агинского сельского совета по непроведению капитального ремонта жилья.
Суд установил, что дом требует ремонта, а администрация не шевелится. В решении указал: «Жильцы дома вправе понудить собственника жилого фонда к исполнению его обязанностей по содержанию и ремонту жилого фонда». И отказал истцу: «не предоставлено доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения капитального ремонта». Ни сметы предполагаемых расходов бюджетных средств, ни заключения специализированной организации в деле не было.
Наталья еще несколько раз пыталась «понудить собственника жилого фонда к исполнению его обязанностей по ремонту». После очередного письма администрации района и сельсовета собрались с силами: одна выделила и оплатила работу бригады ремонтников, другая – пиломатериалы. Именно тогда, отремонтировав угол, у Сергеевых разобрали пол…
Без вины виновата
В администрации сельсовета решение суда – главный козырь в этом «ремонтном» деле.
– Ведь отказал же ей суд, – ссылается на документ глава Агинского Владимир Иванькин. – А сейчас мы на нее в суд подадим за порчу муниципального имущества. Она сама довела дом до такого плачевного состояния. Сделала пристройку и неправильно водоотведение наладила. Теперь вся сточная вода с крыши пристройки на угол основного дома льется, вот и гниет стена.
Владимир Егорович уверяет, нет у сельсовета конфликта с жиличкой муниципального дома, просто она недобросовестно относится к вверенному ей жилью:
– Мы начали делать ремонт – угол наладили, а она пол разобрала, отопление разморозила…
Начальник отдела ЖКХ Агинского сельсовета Александр Поздняков лично лазал на крышу в поисках протечки, а затем разговаривал с бригадиром команды ремонтников. Он говорит: Сергеева сама попросила рабочих пол разобрать. А теперь требует, чтобы муниципалитет полностью дом восстанавливал.
Конечно, по закону именно сельсовет отвечает за состояние муниципальных домов, на нем лежит капитальный ремонт неприватизированного жилья. Но и квартиросъемщики обязаны вносить свою лепту в его содержание. Денег на латание муниципального жилья из бюджета выделяется немного, и власти всех уровней надеются на заинтересованность и понимание людей.
– В Агинском 210 муниципальных квартир, – рассказывает Александр Поздняков. – На ремонт домов, которые район передал нам в плохом состоянии, денег не выделяется. Мы кое-как сумели запихать эту строку в резервный фонд. На капитальный ремонт муниципального жилья ежегодно из бюджета сельсовета выделяется 320 тысяч рублей. Капиталим самое необходимое. Например, в прошлом году в одной квартире заменили окна, в другой пол поменяли – он сгнил давно. В третьей отопление сделали – здесь люди несколько лет ждали ремонта. Недавно через суд из муниципальной квартиры выселили женщину, которая довела жилье до безобразного состояния – пожары устраивала, печку разобрала. Отремонтировали и отдали многодетной семье. Потихоньку делаем.
А в этом году государство выделило средства на ремонт муниципальных многоквартирных домов. Но делаться это будет на условиях софинансирования. Не только бюджет, но и люди должны быть заинтересованы в обновлении своего жилья. А не уповать только на государство, край, муниципалитет. Давно прошли те времена, когда житель не отвечал за состояние своего дома или квартиры. Пусть даже маленькой ее части.
Наталья Сергеева давно не работает, пенсионерка, социальные выплаты ей не положены – дети выросли, и семья не значится многодетной, а девочки-инвалиды самостоятельно получают льготы. Женщина никогда не обращалась за помощью к детям. Дочери с зятьями приезжают редко и, наверное, не догадываются, что мать нуждается в их помощи и поддержке…