Нынешний год стал юбилейным для организованного поискового движения в нашей стране. В марте 1988 года в Калуге состоялся первый Всесоюзный сбор поисковых отрядов. Эту дату принято считать точкой отсчета, поскольку именно тогда добровольная работа людей по поиску и захоронению погибших, установлению судьбы пропавших без вести была официально поддержана государством.
Николай Орлов и «Долина смерти»
В действительности все началось намного раньше.
У отечественного поискового движения есть конкретное место рождения и имя основателя. Это Новгородская область, окрестности станции Мясной Бор, где весной-летом 1942 года после неудачной попытки прорвать блокаду Ленинграда погибала в окружении Вторая ударная армия – та самая, на которую легла тень предательства ее командующего, Власова.
Основатель движения – Николай Иванович Орлов. В 1946 году он, девятнадцатилетний сын железнодорожника, вернулся на станцию вместе с семьей из эвакуации, работал путевым обходчиком и однажды отправился в ближайший лес. Новгородские леса в то время считались непроходимыми: земля нашпигована минами – от них впоследствии погибнут два его брата, и сам он подорвется, но останется жив, – а воздух пропитан трупным запахом. Тела лежали почти на поверхности.
Одна из первых находок – солдатский «смертный медальон» с запиской, где ясно читались фамилия и адрес – Степанов, Архангельская область, Приозерский район, деревня Важенка. Николай отправил записку по почте и получил ответ: вдова солдата сообщила, что ее муж теперь не считается пропавшим без вести, и потому ей выплатили всю задержанную с 1942 года пенсию… Удача вдохновила продолжить поиски. Но было и другое, очень важное обстоятельство. Все увиденное в лесу говорило о том, что Вторая армия погибла в боях, не сдалась, несмотря на страшный голод, и считать бойцов такими же предателями, как их командующий, – чудовищная несправедливость, которую надо исправить во что бы то ни стало.
Поисковому делу Николай Орлов посвятил всю свою жизнь. У него появлялись помощники. В 1968 году он переехал в Великий Новгород, где создал первый отряд, который насчитывал 15 человек. Через год помощников стало почти две сотни. Орлов выступал на предприятиях, обращался к людям через прессу и даже Центральное телевидение, и вскоре поисковиков будут уже тысячи. Студенты Казанского госуниверситета одними из первых отозвались на его призыв очистить от клеветы имя погибшей Второй армии, в которой сражалось много их земляков, в том числе национальный татарский поэт Муса Джалиль – в 1957 году ему посмертно присвоят звание Героя Советского Союза. Вскоре география поискового движения будет насчитывать десятки городов.
Николай Орлов умер в 1980 году, еще не старым, было ему 53 года – сказались многолетние походы и ночевки в болотистом лесу, прозванном «Долиной смерти». Благодаря ему и продолжателям его дела к 1988 году, когда поисковое движение получит поддержку государства, три с половиной тысячи воинов, погибших и пропавших без вести в новгородских лесах, будут с почестями преданы земле. Сегодня это число составляет около 110 тысяч.
Счет идет на поколения
– Главный для нас артефакт – солдатский медальон, капсула с двумя записками, где обозначены имя, адрес родственников. Носили ее в специальном кармане штанов. Одну записку похоронная команда оставляла в капсуле на теле погибшего, вторую забирала, чтобы отправить похоронку. Но тот, кто ее забрал, мог сам погибнуть и не донести, так же как и военный почтальон. И все, потерялся боец. А отношение к семьям пропавших без вести было тогда подозрительным. Может, в плен попал или перебежал к врагу? Семья не получала пенсии, и, как нам рассказывали, детям даже подарков новогодних не давали… Но даже если удалось найти солдатский медальон, то надо знать, как прочитать записку. Ее разворачивают при помощи иголок, в воде, поскольку на сухом написанное мгновенно выгорает… – о тонкостях поисковой работы, которых на самом деле великое множество, рассказывает Серафима Семеновна Аксельрод, которую в нашем регионе называют поисковиком номер один. В 1990 году она, в то время учитель географии красноярской школы № 19, вместе со своим коллегой Сергеем Степановичем Ежаком возглавили первый поисковый отряд «Красноярец» в его первой экспедиции – в Сычевский район Смоленской области, где приняла боевое крещение красноярская 119-я стрелковая дивизия.
– За год до этого в одном из номеров «Комсомольской правды» вышла целая полоса, заполненная данными найденных солдатских медальонов, и в тех списках были красноярцы. И тогда я подумала – почему нас там нет? Поисковики находят солдат, наших земляков, а мы в этом не участвуем…
Идею создать поисковый отряд поддержал секретарь горкома партии Василий Куимов, финансовую поддержку оказало краевое отделение Фонда мира. Следующая экспедиция была уже в Новгородскую область – руководитель новгородской поисковой экспедиции Сергей Котилевский передал большой список погибших воинов-красноярцев, опознанных по медальонам.
Сколько с тех пор было таких экспедиций, Серафима Семеновна точно сказать уже не может, говорит, «сперва считала, потом сбилась». Но произошло главное – поисковая работа в крае стала в подлинном смысле движением; росло число отрядов, расширялась география поиска. И что особенно важно, в движение вовлекалась молодежь, школьники – теперь счет уже идет на поколения. Те, кто начинал 33 года назад, сегодня совсем взрослые люди.
А среди тех, кто только начинает, – пятнадцатилетний Влад Боярин, девятиклассник той самой школы № 19, на счету которого уже есть одна экспедиция в Новгородскую область. На вопрос, что подвигло его стать поисковиком, отвечает кратко: «Серафима Семеновна». И еще рассказы ровесников, уже побывавших в экспедициях. Однако есть и более глубокая причина.
– Мне хочется не только знать историю, но, скажем так, потрогать ее своими руками, – говорит Влад. – Главная цель поисковиков – поднять всех погибших и пропавших без вести, всех до последнего солдата. Я хочу помочь в достижении этой цели. Поэтому в будущем обязательно поеду в экспедицию. Хотелось бы туда же, где мы были, в район Старой Руссы.
Поисковые отряды Красноярского края
«Красноярец», «Вечный огонь», «Енисей -Л», «Имени В. П. Астафьева», «Журавли», «Феникс», «Орленок», «Солнечный», «Сталкер», «Сибирская дивизия», «Имени Ивана Гужеленко», «Дом офицеров», «Сибиряк», «Витязь», «Уран», «Гвардия», «Гагаринцы», «Эхо», «Енисей-СФУ», «Наследие», «Дружина», «Енисей», «Пламя», «Имени Героя Советского Союза Ф. А. Колтыги»
«Боевые» регионы поисковиков
Новгородская, Псковская, Тверская, Смоленская, Калужская, Волгоградская, Ленинградская области и Республика Карелия
Итоги работы поисковых отрядов Красноярского края 1990–2023 гг.
- Приняло участие 2 700 человек
- Подняты останки 4 794 бойцов РККА
- Найдено 263 солдатских медальона
- 127 передано на экспертизу
- Установлено 45 имен
- Перезахоронен в Красноярском крае 41 боец
В 2013 году образовано Красноярское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России». Руководитель – Б. А. Бодиков. Координатор – С. С. Аксельрод.