«Мое творчество – это все, что меня влечет и вызывает во мне интерес. Я рисую карты и схемы мыслей, в графике нахожу выход из прошлого и готовлю себя для будущего. Зарисовки путей, фактуры дорог и красота проносящихся мимо миров. Я прохожу их, делаю шаги, воплощаясь в картинах, отражаясь каждой клеточкой во взрыве цветных пятен и движении линий. Двигаюсь куда хочу. Узнаю себя» – так молодой художник Антон ТХОРЕНКО анонсировал свою выставку «Шаги», которая 7 марта открылась в красноярском Доме искусств.
Антон график и керамист. Жанр, в котором он работает, называет шутливо керамографика.
Глиняными скульптурами молодой художник заинтересовался еще в художественной академии. Глина – пластичный материал, который как раз подходил для выражения его чувств и мыслей. Антон специально оставлял на своих скульптурах отпечатки и трещинки, не заглаживал шероховатости. И так приближался к ощущению древности этого творчества. А еще использовал технику ангоб: перед обжигом расписывал изделие более жидкой глиной, смешанной с пигментом. Так делали в Древней Греции.
А графика – это то, что всегда с ним. Как говорит Антон, с рождения.
– Антон, графика – сложнейший вид изобразительного искусства. Почему сделали такой выбор?
– Я занимался графикой еще в детстве, когда только осознал себя в этой жизни. Очнулся, а я сижу и что-то рисую – каракули в детском саду или за столом в нашей квартире в Усолье-Сибирском, во дворе бегаю с тетрадкой и ручкой и всем желающим рисую роботов, персонажей из мультиков или просто фантазии на тему детской жизни. Рисовал всегда и везде.
В художке все маслом пишут, витражи делают, а у меня тушь, перо, ватман. И я рисую иллюстрации к песням своей любимой группы «Ария». Советский рок сыпал метафорами, а вы разбирайтесь как хотите. Эти метафоры рождали у меня целые миры.
Я потому и пошел в художественную школу, что не мог нарисовать исполнителя, который меня «плющил» и заставлял задуматься о высоком. В итоге училище в Иркутске, а потом художественная академия в Красноярске.
– Но как без красок передать свои эмоции?
– Живопись – это одежда, а графика – вешалка, основа, которая позволяет живописному полотну состояться в любой форме. Графика – это про структуру. Причем в ней много чувства. Недавно печатал линогравюру – на пол-листа черный цвет: просто из банки типографская краска накатана на линолеум. И я, напечатав его, испытал неимоверную гамму чувств. Черный цвет очень глубокий.
– Это как «Черный квадрат» у Малевича?
– Да, похоже. Мне нравится полиграфия, печатные издания. Бумага, а на ней буквы – их прямо чувствуешь. Щупаешь – и получаешь эстетическое наслаждение. Можно смотреть, можно прикасаться, можно вдыхать запах типографской краски, слушать, как работают печатные станки. Газета – это тоже произведение искусства.
– В какой технике любите работать?
– В той, которая помогает выразить мою идею в полной мере. Меня поразили и захватили мое внимание ксилография и линогравюра. Большое спасибо моим учителям, учившим меня гравировать в художественном институте, за то, что привили мне огромную любовь к этим классическим техникам печатной графики.
– А как рождается сюжет ваших работ?
– Я не рисую отдельно взятый город или место, я не рисую комиксы. Меня иногда спрашивают, откуда я беру вдохновение. А это оно берет меня, где только поймает. Идешь себе, никого не трогаешь, а оно раз – и выпрыгивает из-за угла. И вот ты уже захвачен. Думаешь, как донести, не растратив, этот заряд до мастерской и передать всю бурю образов, которая поднимается из глубины. Все мое творчество заставляет в первую очередь меня говорить: «Вот это поворот! Я не умел, а теперь могу!»
– Говорят, вы увлекаетесь мифологией?
– На выставке «Шаги» у меня, действительно, представлены мифологические картины, которые я делал в 2020 году. Эти работы сложились на ощущениях. Например, две из них – «Избушка Бабы-яги» и «Он что-то понял». Серия родилась неожиданно. Маленькие штрихи переросли в линии. Это мысли о том, как произошел человек. Как старое общество, которое живет своими верованиями, встречается с вселенским разумом, божеством. В одной части картины идет обмен информацией, а в другой апокалипсис: войны, глобализация, коронавирус. Все, что мы видим за окном. И при сочетании бумаги и полиграфии это дает нужный эффект.
– Вы сами из Иркутской области, почему остались в Красноярске после окончания художественной академии?
– Мне интересно в Красноярске. Здесь очень богатая среда, фон мысленный и чувственный. В Красноярске много интересных людей, специалистов, преподавателей, которые жаждут, чтобы ты состоялся. Я когда поступил в академию, вышел на балкон в Красноярске: дома, звезды. А сейчас смотрю и знаю: в этой части города работает молодой художник, в том районе целая группа молодых художников, а здесь творческая семья. Если раньше видел свет квартир и мостов, сейчас замечаешь огни молодых самородков. Здесь существует подъем. Все мы карабкаемся в свои горы. А в Красноярске подъем комфортный.
Об Антоне Тхоренко и выставке «Шаги»
Все представленные работы можно условно разделить на два блока. Первый – это серии графических листов, созданных по мотивам различных мифологических сюжетов, философии, психологии – неких архетипов, глубинных образов, представляющих основы всего мироздания. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. И никакое движение вперед невозможно без осознания своих основ и корней.
Второй блок – это рефлексия художника на тему урбанистической среды, массовой культуры и того мира, в котором мы живем сегодня. Находясь в неустанном поиске, ведя бесконечную работу над собой, художник средствами графики выражает свое мироощущение и отношение к жизни. В сознании зрителя, по сути, рождается автопортрет художника. Он являет себя миру в каждом листе, в каждой детали и в каждом штрихе, фиксирует свои шаги на пути познания мира и самого себя.