Концерн «Тракторные заводы» закрывает свои предприятия в краевом центре. Этим сухим сообщением завершилась героическая история Красноярского комбайнового завода (КЗК), который выстоял в годы войны и перестройки.
Осталась только память
Еще несколько лет назад о промышленности региона писали так: «В крае 77 машиностроительных предприятий, в том числе и уникальных. Красноярский завод «Сибтяжмаш» – единственный в России производитель тяжелых мостовых электрических кранов грузоподъемностью свыше 200 тонн. На красноярском заводе «Краслесмаш» выпускают половину челюстных лесопогрузчиков страны, лесоперевалочные машины. Красноярский комбайностроительный завод производит 15 % российских зерноуборочных комбайнов…»
Если перечислять все крупные производства, которые исчезли только с карты Красноярска за последние 10 лет, получится внушительный список. В новой, рыночной экономике они не нашли себе надежного места под солнцем. Пока Россия выбиралась из кризиса 90-х, ловкие иностранные конкуренты наводнили рынок современной и надежной техникой. В итоге все больше хозяйств края отказывались покупать комбайны «Енисей», отдавая предпочтение импортным. Но закрытия заводу никто не желал. Надеялись на чудо?
Юрий Иванашкин, председатель краевой организации Героев СССР и полных кавалеров ордена Трудовой славы, ветеран КЗК, не понимает, почему Чебоксарам завод нужен, а Красноярску нет:
– Со слезами на глазах смотрю, как умирает великое предприятие, гордость края. Я понимаю, что есть экономические факторы, логистика. Но у собственников КЗК, видимо, и не было задачи сохранить производство, внедрить новые технологии, улучшить характеристики продукции. Их цель – быстрое обогащение. В результате завод с героической историей, награжденный медалями и орденами, канул в Лету.
Для нас это огромная утрата. Страна жила впроголодь, но заводы не останавливались. А сейчас предприятия, построенные народом, в чужих руках. Как общественная организация мы боролись за музей завода, который чуть не уехал в Чебоксары вслед за станками. Память – то малое, что мы можем сохранить. КЗК – это славная история людей труда, созидателей, рабочих династий, на которой нужно воспитывать молодежь. Учить их не ломать систему, а выбирать из нее лучшее, исправлять перегибы.
Заводы умирают – рождаются промпарки
Еще долго экономисты будут анализировать: закрытие машиностроительных предприятий края – результат неграмотного управления или предприятия в условиях рынка действительно были неэффективными?
Министр промышленности и торговли края Александр Климин считает, что ответственность за закрытие предприятий лежит в первую очередь на их собственниках:
– Они не занимались техническим перевооружением, не осваивали новую, конкурентоспособную продукцию. Есть здесь, конечно, и объективные причины. Износ основных фондов на предприятиях машиностроительного комплекса достигает 80 %. При этом инвестиционные вложения с учетом низкой рентабельности производства имеют длительный срок окупаемости (более 10 лет). Это объясняет низкую активность инвесторов в сфере машиностроения.
Между тем многие из предприятий не раз получали антикризисную поддержку из краевого бюджета. В итоге средства потрачены, а заводов нет. Александр Климин уточняет, что бюджетных средств ОАО «КЗК» и ОАО «Краслесмаш» не выделялось. Другой случай – ОАО «ДЗНВА». В 2009–2010 годах заводу помогли материально.
– На какое-то время это помогло сохранить завод. С 2009-го по 2011-й росли показатели выпуска продукции. Но в 2012 году руководству предприятия не удалось рассчитаться с имеющейся кредиторской задолженностью, долг вырос, что привело к невозможности развития производства.
Что придет на смену таким предприятиям или машиностроительным гигантам? Сейчас рассматриваются планы по организации промышленных площадок для инновационных компаний на территории бывших красноярских заводов (шинного, ХМЗ, ХК «Енисей», Химзавода).
Министр Александр Климин считает, это может стать инструментом, стимулирующим развитие промышленности:
– Я бы сказал, что будущее на первом этапе за организациями, оказывающими сервисные услуги предприятиям нефтедобывающего, металлургического, энергетического секторов экономики. В конечном этапе мы должны прийти к замещению импортной машиностроительной продукции товарами местных производителей.
По данным министерства, в настоящее время ставка делается на машиностроительные компании оборонно-промышленного комплекса (ОПК) – ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС», ОАО «Геофизика», ОАО «Радиосвязь». В их техническое перевооружение сегодня вкладываются большие деньги. Планируется, что развитие предприятий ОПК при качественном выполнении государственного заказа будет положительно влиять на развитие различных смежных предприятий.