Вне закона и вне контроля Почему вокруг Красноярска растут горы строительного мусора

Вне закона и вне контроля Почему вокруг Красноярска растут горы строительного мусора
На несанкционированных свалках можно найти и срезанный асфальт, и железобетонные балки, и фонарные столбы. Фото пресс-службы «Народного фронта»

Если с проблемой утилизации твердых коммунальных отходов в Красноярском крае начали разбираться, то по вопросу вывоза строительного мусора порядка нет. Несмотря на то что подрядчикам, ремонтирующим дворы, дома, прописывается в контрактах отдельной строкой утилизация отходов, на окраинах Красноярска появляются несанкционированные свалки, на которых можно найти и срезанный асфальт, и всевозможные балки, и даже фонарные столбы.

Куда везут хлам?

В мае «Экоинспекция» «Народного фронта» обнаружила в Ленинском районе Красноярска огромную свалку строительных отходов. Из удивительных находок: горы срезанного дорожного полотна и выброшенная опора фонарного столба. Скорее всего, бросил строительный мусор в поле один из недобросовестных подрядчиков, который решил сэкономить на вывозе на официальный полигон.

Выяснилось, что участок муниципальный. В 2015 году администрация сдала территорию в аренду компании «Форт Нокс» до 2064 года. После вмешательства общественников краевое министерство экологии обратилось в суд, чтобы понудить арендатора ликвидировать мусорку.

А в июне общественники обнаружили еще один способ утилизации строительных отходов. При благоустройстве набережной Качи подрядчик часть берега засыпал… битыми кирпичами и остатками железобетона.

 Мы пытались систематизировать свалки. Когда идет ремонт муниципальных зданий, в контракте прописано, куда должен увозить отходы подрядчик. Но утилизация мусора от ремонта квартир и офисов, благоустройства дворов – большая проблема, – говорит координатор проекта «Экоинспекция» «Народного фронта» Марина Якубенко. – Неизвестно, куда частники увозят строительные отходы.

Общественники провели интересный эксперимент: промониторили рынок услуг по вывозу отходов на одном из популярных сайтов объявлений и обнаружили 625 профильных объявлений.

Экоактивисты представились заказчиками услуги и задали каждому из собеседников несколько вопросов: куда и по какой стоимости вывозится мусор, смогут ли дать подтверждающие документы, что отход «уехал» на официальный полигон.

Рандомная выборка звонков показала: ни один из поставщиков услуги не может представить документов, подтверждающих законную утилизацию.

По словам предпринимателей, мусор вывозят «своими методами»: на полигон краевого предприятия «Автоспецбаза» без официального оформления или же на отвалы, иначе говоря, на «серые» полигоны.

А значит, нет гарантии, что отходы не окажутся на незаконной свалке или в лесу.

30 процентов под «стройку»

Чтобы разобраться в этой проблеме, общественники пригласили на круглый стол правоохранителей, представителей надзорных органов и профильного министерства. Вопрос один: можно ли предотвратить захламление полей и лесов?

 Проблема горячая, – подтверждает депутат, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам ГО и ЧС Законодательного собрания края Алексей Кулеш. – У нас отсутствует сеть полигонов для строительных отходов. Мало и контролирующих организаций и общественных объединений, которые бы отслеживали обращение с таким мусором. Да и экономические стимулы отсутствуют. Сегодня выгоднее отвезти кирпичи и железобетон в овраг, лес, реку, чем поместить на утилизацию.

Как считает депутат, сегодня отдельно стоят вопросы Красноярской агломерации и других территорий края, где и бытовые-то отходы отвезти на свалку не представляется возможным.

 У нас даже для размещения коммунальных отходов мощностей недостаточно, это ни для кого не секрет, – пояснила заместитель министра – начальник отдела по обращению с отходами министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Анна Муравьева. – А строительные отходы – не тарифорегулируемая деятельность. Но мы в рамках создания полигонов для ТКО стараемся учесть и объем строительных отходов. Отводим под них 30 процентов.

В документах не значится

Замминистра экологии считает: отходами от ремонтов пустыри замусоривают жители краевого центра, ведь при выполнении муниципальных заказов на капремонты домов или дворов подрядчик по закону обязан утилизировать старые материалы.

Даже при ремонте крыш большой объем мусора идет в переработку. Строители сдают металл, древесину. Например, при разборке корпусов комбайнового завода переработку отходов взяла на себя компания «Ангара». В минэкологии говорят, она такими мощностями обладает, что может всю Красноярскую агломерацию на себя замкнуть. Открыть переработку строительных отходов планируется и в Березовском районе. Правда, там небольшие сложности по выделению земельного участка, но оборудование приобретается.

 У нас появится еще один объект, куда можно будет сдать строительные отходы, – рассказывает Анна Муравьева. – Но нужно организовать цепочку по вывозу сюда небытового мусора и контроль за ней.

А вот с этим в Красноярском крае большая проблема (и не только в крае, во всей России!). Федеральный законодатель, продумывая систему утилизации отходов и контроля за ТКО, почему-то совершенно упустил из вида строительный мусор. Как так получилось, что такую утилизацию никто не контролирует, непонятно. Но сегодня этот вид отходов действительно оказался вне закона и вне надзора.

Нужен экономический пряник

Полномочий контролировать утилизацию этого хлама не имеют ни министерство экологии, ни Росприроднадзор, ни прокуратура. Как пояснил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Красноярского края Михаил Ковязин, даже если предприниматель признается, что вываливает строительные отходы в чистом поле, а не отвозит их на полигон, бухгалтерская проверка должна доказать, что он от этого имел приличную прибыль. Только тогда возможно возбудить в отношении него уголовное дело.

Пока же правоохранители и экологи действуют точечно: поймали за руку нарушителя, вываливающего мусор на несанкционированную свалку, – наказали.

 Необходимо системное решение проблемы, – считает Алексей Кулеш. – Должен быть экономический стимул: размещение отходов на полигоне дешевле, чем вывоз мусора в лес. Экономическим пряником может стать субсидия предпринимателям на этот вид деятельности.

Невозможно урегулировать этот вопрос и без достаточного количества полигонов или переработки небытового мусора. Федеральный экологический оператор сейчас запустил в стране проект по строительству технопарков для опасных отходов. Но Красноярский край в него не вошел: наш регион признан стабильным и экономически обеспеченным, способным справиться с проблемой самостоятельно.

Конечно, могут помочь в решении проблемы крупные финансово-промышленные группы. В нашем регионе уже есть пример такого частно-государственного партнерства. Под Норильском недавно появилась профилированная площадка. Ее строительство профинансировал «Норникель».

Инвесторы, готовые вкладываться и работать, есть, но возникают проблемы и с переводом участков в нужную категорию земель, и с утверждением генплана.

Боремся, – говорят в минэкологии.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»
Без рубрики
4 мая 2024
Четыре мифа о войне
Как и многие события глобального масштаба, Великая Отечественная война не сразу начала обрастать мифами – в данном случае слово «миф»
Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ