Водитель – хам, машина – хлам

Общественная палата разрабатывает кодекс поведения таксиста

Водитель – хам, машина – хлам Общественная палата разрабатывает кодекс поведения таксиста

Гражданские активисты предлагают сформулировать и закрепить в специальном документе правила поведения водителя такси, которые должны стать обязательными для исполнения в каждой таксофирме. Пассажиры новую идею восприняли с воодушевлением, а вот сами таксисты отнеслись к ней скептически. Участники рынка считают, что неадекватное поведение некоторых таксистов – это лишь верхушка айсберга, а решать нужно более глубокие проблемы рынка.

«Иначе опухну»

Командировка, такси, аэропорт… Машина приехала вовремя, немного смутил ее помятый вид, но – с кем не бывает – решаю ехать. В салоне грязно, в светлой одежде садиться страшно. Ладно, подстелим пакетик. Водительское кресло отчего-то прикручено болтами к полу. Может, водителю так удобнее?

– А это, где тут у тебя шиномонтаж поближе? – хрипло интересуется водитель. – Колесо заклепать надо, а то не дотянем до аэропорта.

Начинаю паниковать:

– Не знаю где. А почему вы вчера его не наладили? И зачем вы вообще согласились в аэропорт ехать, если машина неисправна?

– Да не дрейфь, щас найдем, – сплевывает в окно возчик.

Полчаса мы колесим в поисках монтажа. Нашли. Сделали. Деликатно напомнила: самолет ждать не будет. Сурово предупредила: стоимость билета будете возвращать. Ох, лучше бы я молчала. Железяка набрала первую космическую, и мы понеслись.

– Ну ты не против же – я покурю? – своеобразно проявил вежливость водила.

– Против!

– Не, ну как? Я так не могу. Я, девушка, иначе опухну. Короче, я курю, – и вот уже меня обвивают клубы табачного дыма…

За ту поездку я успела простить всем грехи, сочинить завещание и пообещала небу: если доеду живой – буду каждые полгода ходить к стоматологу.

Наверное, каждый человек, который регулярно пользуется такси, рано или поздно попадал в ситуацию, когда водитель – хам, а машина – хлам. По мнению общественников, ситуацию могло бы исправить повсеместное введение кодекса таксистов, в котором четко и однозначно были бы прописаны правила взаимоотношений водителя и пассажира. Но…

Рынок неуправляем

Такси– Современный рынок такси неуправляем с точки зрения пассажира, – считает председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. – И проблема даже не в том, что невозможно будет заставить таксистов исполнять этот кодекс, а в том, что непонятно, кто его должен исполнять. А кто будет это контролировать? Если человек зачастую звонит и не понимает, у кого он заказал такси, кому он потом пожалуется?

– На 80 % рынок красноярского такси состоит из «нелегалов», – подтверждает слова Михаила Омышева директор такси «Шеф» (фирма работает на собственном автопарке) Денис Саламатов. – Это те, кто возит пассажиров даже без лицензии, и так называемые диспетчерские службы, которые занимаются тем, что раздают заказы частникам с лицензиями. Они ни за что не отвечают, оператор сидит в одном городе, руководство – в другом, в глаза не видят тех водителей, которые у них работают, и те машины, на которых они ездят. В таких условиях говорить о каком-то кодексе таксистов просто смешно.

Представитель той самой диспетчерской службы – специалист отдела по связям с общественностью такси «Максим» Мария Пошивайлова видит ситуацию несколько иначе:

– На рынке в основном работают частные перевозчики – индивидуальные предприниматели на личных машинах. Они заботятся о своем транспорте и более ориентированы на клиента. Высокая конкуренция стимулирует их быть вежливыми и улучшать качество своих услуг, чтобы привлечь и удержать клиента. Общие правила поведения для таксистов могли действовать только в советских условиях, когда были государственные таксопарки и могла существовать единая система контроля. Но и в советское время далеко не все их соблюдали. Таксисты торговали водкой по ночам, брали два счетчика и с легкостью накручивали цену, предпочитая длинные маршруты коротким. Отдельно взятый кодекс не изменит общество, которое живет по своим неписаным правилам.

Кому нужен кодекс?

– Правила поведения таксиста – это, наверное, десятая по важности проблема, которую сегодня нужно решать на рынке, – говорит Денис Саламатов. – Рынка-то по сути и нет, есть бардак. И законодателям нужно работать в этом направлении.

Судя по реестру выданных разрешений на работу в такси, в крае имеют право перевозить пассажиров более 8 300 человек. А вот сколько у нас работает таксофирм, сказать сложно. Если верить «Дубль ГИС», только в Красноярске около 150 таких фирм, но по факту на одного предпринимателя приходится две-три компании с разными названиями. При этом большинство – до 80 % рынка – занимают диспетчерские фирмы, оказывающие не услуги по перевозке, а услуги по предоставлению информации. По мнению руководителей фирм «настоящего» такси, именно от них все беды на рынке. Это они – диспетчера – демпингуют на рынке, потому что не нужно тратиться на техобслуживание таксопарка, отпускные водителям и больничные, это им – диспетчерам – не важно, пьян или трезв водитель… Важно только наличие лицензии. Но получить лицензию сегодня может практически любой, требования формальные. Нужно лишь представить в орган власти документ, подтверждающий право собственности на машину, или договор аренды, водительское удостоверение, техосмотр и др. Эта процедура позволяет отсеивать лишь тех, чей стаж вождения меньше пяти лет. Кстати, штраф за работу без лицензии – пять тысяч рублей, сумма совсем не критичная. Вот и получается, как ни крути, лицензирование свою миссию не выполнило: минимальные требования и неболезненный штраф не очистили рынок от недобросовестных таксистов.

И кому в такой ситуации нужен кодекс?

У фирм такси, с собственным автопарком и штатом водителей, он, как правило, уже есть – локальные правила поведения таксистов они разрабатывают и внедряют сами.

– У нас нет должностной инструкции, есть памятка в картинках для водителя: как нужно вести себя с пассажиром, как брать деньги, давать сдачу, что делать, если автомобиль сломался, если клиент решил покурить в машине, – рассказывает Денис Саламатов. – Без этого никак, люди должны понимать правила игры.

Диспетчерские же элементарно не смогут заставить выполнять водителей какие-то правила, у них для этого нет рычагов.

Да и в целом никакой кодекс чести не спасет, к примеру, пассажиров аэропорта от участия в разборках «прикормленных» и «диких» таксофирм. Нам бы для начала отделить мух от котлет. Причем, судя по опыту отдельных городов, муниципалитетам вполне под силу самостоятельно навести порядок на рынке такси. Может быть, в преддверии универсиады мы это сделаем хотя бы в краевом центре?

Мнение

СаламатовДенис САЛАМАТОВ

директор такси «Шеф»

– Разница между обычным водителем и водителем такси в том, что последний оказывает услугу. Обычный водитель может везти себя и пассажиров как угодно – по ямам, бордюрам, со скоростью 180 км/ч – это его личное дело. Таксист должен оказывать услугу качественно. Под этим мы понимаем прежде всего безопасность перевозок. Он должен ехать по определенному маршруту, соблюдая правила вождения. И умеет это делать далеко не каждый. Вместо внедрения кодекса я предлагаю создать образовательные курсы по профессии «водитель такси». На водителя автобуса, троллейбуса и трамвая у нас ведь учат, а таксист чем хуже? Их ведь в городе на порядок больше, чем маршрутчиков. И вот если бы люди проходили такое обучение, то проблемы с правилами оказания услуги отпали бы сами собой.

Мария ПОШИВАЙЛОВА

специалист отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»

– За безопасность перевозок несут ответственность перевозчики. Водители, которые сотрудничают с нами, работают на личном транспорте, по свободному графику. С точки зрения безопасности это лучше, чем работа в таксопарках сутки через сутки на арендном автомобиле. Водитель не сидит за рулем ночами и больше отдыхает от дороги. Он бережет личную машину: не собирает ямы, следит за ее техническим состоянием и чистотой. Человек, который в состоянии заработать на личный автомобиль и поддерживать его исправность, гораздо более организован и мотивирован на работу.

Однако даже перевозчики в полной мере не могут контролировать безопасность транспортных услуг. По статистике МВД, 80 % всех ДТП совершается по вине человека, а таксист ничем не отличается от обычного водителя. Безопасность – это не утренний медосмотр и не тревожная кнопка. В большей степени это социум, в котором живут люди, их обеспеченность, культура и желание исполнять законы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Апрель 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
22 декабря 2025
Лицом к человеку
Федеральный проект «Государство для людей» сегодня по праву считается одной из ключевых федеральных инициатив, направленных на повышение качества взаимодействия государства
Без рубрики
22 декабря 2025
Меры соцподдержки для ветеранов труда
«Мой супруг – ветеран труда, в стоматологии ему провели бесплатное зубопротезирование. Я, в свою очередь, ветеран труда края, но мне
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности