Вооруженные памятью

Вооруженные памятью
Крайний справа Сопкин Федор Никитович

76 лет прошло со дня Великой Победы. Через полтора месяца исполнится 80 с того дня, когда прогремели первые залпы Великой Отечественной. Много это или мало? С точки зрения истории срок небольшой. С точки зрения человеческой жизни – немалый.

С каждым годом все меньше остается участников той войны. Такова печальная данность. Но пока жива память, Великая война не станет плоской страницей учебника истории. А есть ли пределы у памяти?

Трое из миллионов

Уже 60 лет я разыскиваю своих родных, которые ушли защищать страну от фашистских захватчиков», – пишет нам Валентина Павловна Кравченко из Красноярска. – Отца, Кравченко Павла Васильевича, 1912 года рождения, кадрового военнослужащего. Убыл с восточной границы из города Харанор на Запад. Дядю – Сопкина Федора Никитовича, призванного на службу 20 ноября 1939 года из города Петропавловска (Казахстан). Дядю, Строкатова Павла Федоровича, 1912 года рождения. Призван в ряды Советской армии 22.09.1941 года.

Все они погибли в самом начале войны. Но вот что вызывает удивление. И уважение. Валентина Павловна родилась в 1940-м. В 1941-м ей исполнился всего год. И, конечно, у нее не могло остаться воспоминаний о своих родственниках. Но все же она ищет их 60 лет. И даже не их, а всего лишь места, где они похоронены. Ищет деятельно, активно изучает материалы архивов. Подключила к поискам даже Первый канал Центрального телевидения. И конечно, детей: сына и дочь, которые оказывают маме любую посильную помощь в ее, иначе не скажешь, миссии памяти.

Сколько усилий стоило найти хотя бы какую-то информацию о судьбе трех из миллионов безвестно павших защитников Отечества, Валентина Павловна особо не распространяется. Просто говорит: «Я упорная».

Первый и последний бой

На сегодня ей удалось узнать судьбу двух своих родственников. Вот что рассказывает Валентина Павловна:

«Сопкин Федор Никитович был зачислен сначала в 34-й стрелковый полк, а затем в 286-й стрелковый полк 90-й дивизии. Полк был дислоцирован в городе Валга Эстонской ССР.

18 мая 1941 года часть полка под командованием командира полка майора Гулевских выехала на строительство лагеря в Литовскую ССР. Строительство было закончено 26 мая 1941 года.

После этого подразделение приступило к плановым занятиям. В ночь с 18 на 19 июня полк в полном составе (без тылов) вышел по боевой тревоге к государственной границе и занял оборону в районе Папрелис.

А 22 июня после четырех часов артподготовки и обработки переднего края нашей границы противник по всему фронту перешел в наступление. В 10:35 в бой с отборными частями СС вступил 1-й батальон под командованием капитана Данилова.

В 11 часов в бой вступили 2-й и 3-й стрелковые батальоны. Так началась Великая Отечественная война, и так эти мальчишки, не успевшие получить званий и наград, стали без вести пропавшими.

Другой дядя Валентины Павловны, Павел Федорович Строкатов, погиб 5 февраля 1942 года в Новгородской области (город Малая Вишера) во время авианалета. Он захоронен в братской могиле, в которой покоятся 185 человек. Шефствует над захоронением Маловишерский стекольный завод.

Осталось найти место последнего боя самого родного для Валентины Павловны человека – отца, и она уверена, что узнает это.

История Валентины Кравченко – всего лишь один пример, показывающий, что память о войне жива, кто бы и что бы ни говорил по этому поводу. Еще один, самый впечатляющий пример, – «Бессмертный полк».

Кстати, Валентина Павловна, несмотря на возраст, недавно прошла в шествии «Бессмертного полка» в Москве. Впечатления от огромного людского моря, как она рассказывает, потрясающие:

И не верьте никому, кто говорит, что это организовано. Такое организовать невозможно.

Не подменить и не забыть

Это хорошо, когда есть память. Память об ожоге подсказывает нам, что нельзя хвататься за раскаленную плитку.

Точно так же и память о войне. Пока помним, есть надежда, что не повторится. Тем более время нынче тревожное.

Очень многие хотят забыть или заменить настоящую память на ложную. Например, недавно в Киеве прошел марш в честь дивизии СС «Галичина». Кто-то «забыл», что войска СС, в состав которой входила «Галичина», признаны Нюрнбергским трибуналом преступной организацией. Другие сочли, что именно «Галичина» наряду с гетманом Мазепой – это и есть столпы национальной гордости Украины.

Но как бы то ни было, преступное это киевское шествие – очередной клин между двумя славянскими народами. Потому что не смогут те, кто идет в «Бессмертном полку», назвать братьями тех, кто марширует под сенью свастики.

Вот так потихоньку, по кусочку отгрызается то, что было создано в 1945-м. Тот миропорядок, который призван был не допустить новой геополитической катастрофы. Пусть все созданные для этого механизмы были несовершенными, но они худо-бедно работали. А потом началась выборочная амнезия. Белград, Косово, парады ветеранов CC в Прибалтике… Теперь Украина. И все чаще звучат призывы покаяться, согласиться с тем, что мы такие же виновники мировой бойни, как нацизм.

Потому что все срочно «забыли» про мюнхенский сговор Германии, Франции и Англии, про то, как Польша и Венгрия под шумок присоединяли области оккупированной немцами Чехословакии.

И ведь интересно, что у болезни этой четкие последствия. Во-первых, больные не желают принимать лекарства в виде исторической истины. Во-вторых, все многочисленные приступы беспамятства имеют вполне предсказуемую направленность: отгрызать кусок за куском, парализовать волю и снова отгрызать. И если это не агрессия, то что такое агрессия?

А особая подлость здесь в том, что все происходит тихо, без сосредоточения танковых армад на государственных границах. И даже под благопристойными лозунгами вроде «устранения белых пятен», «восстановления исторической справедливости».

И вот мы имеем уже не только давление извне, но и адептов покаяния внутри, призывающих все признать, все отдать и вообще при каждом удобном случае подставлять левую щеку.

Может быть, мы когда-нибудь станем такими. Но тогда это будем не мы. Во всяком случае, не продолжатели дела тех, кто умирал в 41-м, защищая государственную границу.

И единственное доступное нам оружие, чтобы этого не случилось, – живая память. До тех пор, пока мы будем знать, как и где защищали Родину наши отцы, деды и прадеды, до тех пор, пока будем ощущать свою преемственность с ними.

Вот, собственно, в этом и есть смысл того урока длиной в 60 лет, который дает нам Валентина Павловна Кравченко.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности