Ворота Арктики

Ворота Арктики
Фото Олега Кузьмина

Морской порт и аэропорт Хатанги называют воротами в Арктику. Не обойтись здесь без этих предприятий.

Морские…

Хатангский морской торговый порт называют форпостом Северного морского пути. И не случайно. Только у этого предприятия в наличии суда, способные пройти через самые сложные участки Северного Ледовитого океана.

Стоит морской порт на реке Хатанга, которая впадает в море Лаптевых. Первый пароход здесь прошел в 1936 году, но морской порт появился только в 1954-м. С тех пор по Северному морскому пути доставляют в Хатангу и поселки сельсовета самые различные грузы.

Старожилы рассказывают: в 1990-х годах предприятие чуть не погибло. Возродилось в 2006 году, стало акционерным обществом. И с тех пор наращивает силы.

В этом маленьком поселке на окраине Арктики увидеть столь продвинутое и процветающее предприятие – уже чудо. Сегодня на его плечи (вернее, суда) ложится основная часть перевозок пассажиров и грузов в Заполярье. Другого пути здесь, действительно, нет – только в обход полуострова Таймыр: через Карское море, пролив Вилькицкого, моря Лаптевых и Восточно-Сибирское до Берингова пролива.

– Самый сложный участок – пролив Вилькицкого, – отмечает исполнительный директор Хатангского морского торгового порта Олег Грязютин. – Здесь особая ледовая обстановка.

Большое количество подводных опасностей, частые туманы, почти постоянное наличие льда и слабая изученность течения.

В порт Хатанга могут заходить не все морские суда, только с небольшой осадкой (до четырех метров). Это усложняет работу перевозчиков. Суда доходят до залива в море Лаптевых, перегружают уголь, нефть и прочие товары первой необходимости на другие корабли. У предприятия в наличии 30 судов класса «река – море» с большой и маленькой осадкой, в том числе ледокольного типа.

Впрочем, ходят корабли Хатангского морского торгового порта не только по северам. Работают по всему миру. Навигация в Арктике начинается в июле, так что всю зиму наши суда перевозят грузы в Южном полушарии.

– Сейчас, пока не началась навигация на Севере, одно из наших судов стоит в Ла-Манше, другое к Суэцкому каналу подходит, – рассказывает Олег Грязютин. – По Черному и Средиземному морям зерно возим.

Хатангский морской торговый порт – выручка для поселения, в котором базируется, во многих проблемах. Во-первых, трудится здесь более 300 человек. А во-вторых, предприятие помогает населенным пунктам в строительстве жилья и социальных учреждений, Хатангу обеспечивает углем с собственного разреза. Компания развивает идею энергонезависимости поселков Крайнего Севера, а потому отказалась от затратного северного завоза топлива и стала разрабатывать Хатангское месторождение бурого угля.

…и воздушные

Если Хатангский морской торговый порт прирастает новыми объектами, развивается и укрепляет свою инфраструктуру, аэропорт еле дышит.

В советские времена это было успешное предприятие, местная авиация обслуживала совхозы, расположенные в глубинке, рыбацкие и охотничьи точки, буровые нефтяников, геологические и научные экспедиции. И сегодня без хатангского аэропорта Таймыр не может жить. Отсюда вылетают вертолеты, которые собирают ребятишек по стойбищам, чтобы привезти в школы-интернаты к началу занятий. Отвозят обратно к родителям. Да и сообщение с отдаленными арктическими поселками зимой возможно только по воздушной трассе. Отсюда можно добраться в Норильск, Красноярск или на Диксон. Кроме того, через Хатангу проходит кроссполярная воздушная трасса. И этот аэропорт мог бы принимать дальнемагистральные лайнеры. Так что очень нужен аэропорт в восточной части Таймыра.

16 марта 2018 года аэропорт Хатанга исключен из государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации России, действует сейчас как посадочная площадка без сертификата, подтверждающего ее соответствие требованиям федеральных авиационных правил. Как отмечают специалисты, меры эти вынужденные и временные, пока не найдутся деньги на сертификацию (58,6 млн рублей).

Работа идет в штатном режиме: самолеты и вертолеты принимают и отправляют в рейс. Взлетно-посадочная полоса здесь в хорошем состоянии, ремонтировалась в 2009 году. А вот здание аэропорта уже должно стоять закрытым на замок.

– Наша большая проблема – отсутствие аэровокзала, – говорит директор аэропорта Хатанга Игорь Санченко. – Здание аварийное, выведено из эксплуатации, мы через него только ходим.

Построенный в 1950-х годах аэровокзал, действительно, в ужасном состоянии – деревянные полы вздулись и стоят колесом, потолки того и гляди обвалятся.

Положение дел в хатангском аэропорту обсуждается на различных совещаниях и встречах. В прошлом году, например, прозвучала цифра: на приведение этого объекта в нормальное состояние потребуется 1,5 млрд рублей. Тогда руководство Таймыра предлагало сдать аэропорт в концессию богатой компании, которая навела бы здесь порядок. Нынче прошла реорганизация авиационных предприятий, местные аэропорты перешли в ведение АО «КрасАвиаПорт», сформированного на базе Черемшанки.

– Надеемся, будут изменения, – говорит Александр Санченко. – У «КрасАвиаПорта» есть планы, проекты по строительству аэровокзалов.

Впрочем, руководитель «КрасАвиаПорта» Андрей Колесников отмечает: в Хатанге возведение здания аэровокзала начнется не раньше осени 2019 года. И с сертификацией взлетной площадки большие проблемы: земельный участок, на котором расположен аэропорт, в федеральной собственности и почему-то имеет категорию земель населенных пунктов. Пока не удастся оформить территорию как земли промышленности, о получении сертификата можно забыть.

КОММЕНТАРИЙ

Юрий ЗАХАРИНСКИЙ, и. о. заместителя председателя правительства Красноярского края

– Связь Красноярской Арктики с материком обеспечивают три морских порта – Хатанга, Дудинка и Диксон. А также семь аэропортов – Норильск, Хатанга, Диксон, Игарка, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, Светлогорск. Приведение в порядок инфраструктуры арктических морских портов и аэропортов – непременное условие эффективного использования Севморпути.

Село Хатанга – одна из важнейших опорных точек не только Северного морского пути, но и контроля за российским сегментом Арктики в его геополитическом смысле. А Хатангский морской торговый порт – градообразующее предприятие и социально ответственное. Оно вносит серьезный вклад в бюджет Таймыра и Хатанги налоговыми отчислениями, сегодня здесь трудятся более 300 человек. Кроме того, предприятие активно помогает сельскому поселению в решении насущных проблем – обеспечивает углем поселки и сельское поселение Хатанга, который завозится по Северному морскому пути из Дудинки, а также помогает в строительстве жилья в отдаленных поселках.

Если Хатангский морской торговый порт – предприятие, прочно стоящее на ногах, то аэропорт Хатанга требует принятия срочных решений, которые бы обеспечили транспортную доступность и Хатанги, и поселков сельского поселения, а также безопасность пассажиров. Я считаю, хорошим вариантом для возрождения аэропорта станет сдача объекта в концессию предприятию или компании, готовым вложиться в реконструкцию воздушных ворот Севера. Это могли бы быть как нефтяные компании «Роснефть» и «Лукойл», так и Хатангский морской торговый порт.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт