Ворота Арктики

Ворота Арктики
Фото Олега Кузьмина

Морской порт и аэропорт Хатанги называют воротами в Арктику. Не обойтись здесь без этих предприятий.

Морские…

Хатангский морской торговый порт называют форпостом Северного морского пути. И не случайно. Только у этого предприятия в наличии суда, способные пройти через самые сложные участки Северного Ледовитого океана.

Стоит морской порт на реке Хатанга, которая впадает в море Лаптевых. Первый пароход здесь прошел в 1936 году, но морской порт появился только в 1954-м. С тех пор по Северному морскому пути доставляют в Хатангу и поселки сельсовета самые различные грузы.

Старожилы рассказывают: в 1990-х годах предприятие чуть не погибло. Возродилось в 2006 году, стало акционерным обществом. И с тех пор наращивает силы.

В этом маленьком поселке на окраине Арктики увидеть столь продвинутое и процветающее предприятие – уже чудо. Сегодня на его плечи (вернее, суда) ложится основная часть перевозок пассажиров и грузов в Заполярье. Другого пути здесь, действительно, нет – только в обход полуострова Таймыр: через Карское море, пролив Вилькицкого, моря Лаптевых и Восточно-Сибирское до Берингова пролива.

– Самый сложный участок – пролив Вилькицкого, – отмечает исполнительный директор Хатангского морского торгового порта Олег Грязютин. – Здесь особая ледовая обстановка.

Большое количество подводных опасностей, частые туманы, почти постоянное наличие льда и слабая изученность течения.

В порт Хатанга могут заходить не все морские суда, только с небольшой осадкой (до четырех метров). Это усложняет работу перевозчиков. Суда доходят до залива в море Лаптевых, перегружают уголь, нефть и прочие товары первой необходимости на другие корабли. У предприятия в наличии 30 судов класса «река – море» с большой и маленькой осадкой, в том числе ледокольного типа.

Впрочем, ходят корабли Хатангского морского торгового порта не только по северам. Работают по всему миру. Навигация в Арктике начинается в июле, так что всю зиму наши суда перевозят грузы в Южном полушарии.

– Сейчас, пока не началась навигация на Севере, одно из наших судов стоит в Ла-Манше, другое к Суэцкому каналу подходит, – рассказывает Олег Грязютин. – По Черному и Средиземному морям зерно возим.

Хатангский морской торговый порт – выручка для поселения, в котором базируется, во многих проблемах. Во-первых, трудится здесь более 300 человек. А во-вторых, предприятие помогает населенным пунктам в строительстве жилья и социальных учреждений, Хатангу обеспечивает углем с собственного разреза. Компания развивает идею энергонезависимости поселков Крайнего Севера, а потому отказалась от затратного северного завоза топлива и стала разрабатывать Хатангское месторождение бурого угля.

…и воздушные

Если Хатангский морской торговый порт прирастает новыми объектами, развивается и укрепляет свою инфраструктуру, аэропорт еле дышит.

В советские времена это было успешное предприятие, местная авиация обслуживала совхозы, расположенные в глубинке, рыбацкие и охотничьи точки, буровые нефтяников, геологические и научные экспедиции. И сегодня без хатангского аэропорта Таймыр не может жить. Отсюда вылетают вертолеты, которые собирают ребятишек по стойбищам, чтобы привезти в школы-интернаты к началу занятий. Отвозят обратно к родителям. Да и сообщение с отдаленными арктическими поселками зимой возможно только по воздушной трассе. Отсюда можно добраться в Норильск, Красноярск или на Диксон. Кроме того, через Хатангу проходит кроссполярная воздушная трасса. И этот аэропорт мог бы принимать дальнемагистральные лайнеры. Так что очень нужен аэропорт в восточной части Таймыра.

16 марта 2018 года аэропорт Хатанга исключен из государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации России, действует сейчас как посадочная площадка без сертификата, подтверждающего ее соответствие требованиям федеральных авиационных правил. Как отмечают специалисты, меры эти вынужденные и временные, пока не найдутся деньги на сертификацию (58,6 млн рублей).

Работа идет в штатном режиме: самолеты и вертолеты принимают и отправляют в рейс. Взлетно-посадочная полоса здесь в хорошем состоянии, ремонтировалась в 2009 году. А вот здание аэропорта уже должно стоять закрытым на замок.

– Наша большая проблема – отсутствие аэровокзала, – говорит директор аэропорта Хатанга Игорь Санченко. – Здание аварийное, выведено из эксплуатации, мы через него только ходим.

Построенный в 1950-х годах аэровокзал, действительно, в ужасном состоянии – деревянные полы вздулись и стоят колесом, потолки того и гляди обвалятся.

Положение дел в хатангском аэропорту обсуждается на различных совещаниях и встречах. В прошлом году, например, прозвучала цифра: на приведение этого объекта в нормальное состояние потребуется 1,5 млрд рублей. Тогда руководство Таймыра предлагало сдать аэропорт в концессию богатой компании, которая навела бы здесь порядок. Нынче прошла реорганизация авиационных предприятий, местные аэропорты перешли в ведение АО «КрасАвиаПорт», сформированного на базе Черемшанки.

– Надеемся, будут изменения, – говорит Александр Санченко. – У «КрасАвиаПорта» есть планы, проекты по строительству аэровокзалов.

Впрочем, руководитель «КрасАвиаПорта» Андрей Колесников отмечает: в Хатанге возведение здания аэровокзала начнется не раньше осени 2019 года. И с сертификацией взлетной площадки большие проблемы: земельный участок, на котором расположен аэропорт, в федеральной собственности и почему-то имеет категорию земель населенных пунктов. Пока не удастся оформить территорию как земли промышленности, о получении сертификата можно забыть.

КОММЕНТАРИЙ

Юрий ЗАХАРИНСКИЙ, и. о. заместителя председателя правительства Красноярского края

– Связь Красноярской Арктики с материком обеспечивают три морских порта – Хатанга, Дудинка и Диксон. А также семь аэропортов – Норильск, Хатанга, Диксон, Игарка, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, Светлогорск. Приведение в порядок инфраструктуры арктических морских портов и аэропортов – непременное условие эффективного использования Севморпути.

Село Хатанга – одна из важнейших опорных точек не только Северного морского пути, но и контроля за российским сегментом Арктики в его геополитическом смысле. А Хатангский морской торговый порт – градообразующее предприятие и социально ответственное. Оно вносит серьезный вклад в бюджет Таймыра и Хатанги налоговыми отчислениями, сегодня здесь трудятся более 300 человек. Кроме того, предприятие активно помогает сельскому поселению в решении насущных проблем – обеспечивает углем поселки и сельское поселение Хатанга, который завозится по Северному морскому пути из Дудинки, а также помогает в строительстве жилья в отдаленных поселках.

Если Хатангский морской торговый порт – предприятие, прочно стоящее на ногах, то аэропорт Хатанга требует принятия срочных решений, которые бы обеспечили транспортную доступность и Хатанги, и поселков сельского поселения, а также безопасность пассажиров. Я считаю, хорошим вариантом для возрождения аэропорта станет сдача объекта в концессию предприятию или компании, готовым вложиться в реконструкцию воздушных ворот Севера. Это могли бы быть как нефтяные компании «Роснефть» и «Лукойл», так и Хатангский морской торговый порт.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание