Широта, мощь, простор, много воздуха и света – здание нового терминала красноярского аэропорта наполнено образами, которые выделяют Сибирь из ряда других российских территорий. Подчеркивают ее неповторимость, самобытность и гостеприимство. Задумка архитекторов, дизайнеров и строителей удалась на все сто процентов. Лучший подарок красноярцам к Новому году представить действительно трудно.
Душа воздушной гавани
К словно парящему над взлетной полосой четырехэтажному зданию из стекла, камня и металла гости праздника начали подтягиваться задолго до начала его торжественного открытия. Очень уж хотелось без спешки походить по залам, подняться на эскалаторе и еще раз оценить увиденное.
Древние петроглифы, репродукции Андрея Поздеева и Василия Сурикова, спутник «Экспресс», собранный на ИСС имени Решетнева. И как обобщающий символ – небольшая лодочка. С одной стороны – хрупкий бумажный кораблик, как хрупка сама сибирская природа. А с другой – крыло самолета, примета возможностей и скоростей XXI века. Заложенные в аэровокзальный комплекс идеи и скрытые смыслы сработали. Аэропорт просто дышит Сибирью, у него есть душа.
– Главной целью было придать терминалу территориальную уникальность. Именно такую задачу ставили перед нами заказчики, – рассказывает руководитель дизайн-агентства «АртСтиль» Игорь Башкатов. – После долгих обсуждений пришли к выводу, что основой образа аэропорта должен стать Енисей. Ведь именно реки являются стержнем цивилизации. Они создают колорит территории, территория создает людей, а люди создают нацию. Концепция Енисейской Сибири как некий путь к пониманию того, кто такие сибиряки, положенная в основу дизайна аэропорта, – целиком идея врио губернатора края Александра Усса. Даже сам термин «Енисейская Сибирь» как огромный континент, где великая река неудержимо стремится к бескрайнему океану, – его авторский. Это видение и было заложено в основу стилистики нового пассажирского терминала.
В интересах края
К нашему аэропорту безо всяких натяжек применимо слово «самый». Он самый технологичный, самый современный за Уралом. Он самый безопасный – установленные здесь специальные сканеры поиска взрывчатых веществ анализируют не только плотность объекта, но и его атомарную (!) массу. Вспоминая историю создания нового терминала аэропорта, первый вице-спикер ЗС Алексей Клешко обратил внимание на важное решение, принятое Александром Уссом, возглавлявшим в то время региональный парламент:
– В свое время Законодательное собрание не дало реализовать схему чистой продажи красноярского аэропорта. Была продана часть акций, причем через инвестиционный конкурс. Край сохранил 49 % акций аэропорта. В результате бюджет территории получил миллиарды рублей в свою доходную часть. С другой стороны, инвестор взял на себя обязательства по строительству нового терминала, вложив в него колоссальные средства.
Дети одной реки
Открытие такого объекта – не просто техническая процедура, а событие российского масштаба, подчеркнул временно исполняющий обязанности губернатора края Александр Усс:
– Аэропорт должен стать для наших гостей открытием красивейшей и огромной территории. Тех возможностей, которые дает сибирский вызов. Помимо дополнительного комфорта, развития авиационного сообщения он будет сближать народы Тывы, Хакасии и Красноярского края.
Согласен с Александром Викторовичем и глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол:
– То, что у наших братьев и соседей появился такой комплекс, непременно отразится и на нашей доступности. Мы сможем приглашать к себе гостей из любой точки мира. Сможем быстрее реализовывать совместные туристические, инфраструктурные проекты. Все вместе это и есть Енисейская Сибирь.
На долгие годы
Красноярск находится точно в середине транссибирских воздушных маршрутов. С появлением международного аэропорта такого уровня создаются предпосылки к тому, чтобы самолеты российских и иностранных авиакомпаний не летали транзитом над Сибирью, а могли осуществлять посадки, загружаться, брать на борт пассажиров и туристов.
– Наша ведущая грузовая авиакомпания AirBridgeCargo уже выразила пожелание летать через Красноярск, – говорит руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. – Другие авиаперевозчики тоже готовы развивать маршрутную сеть из столицы края, мы с ними провели переговоры. Так что аэропорт долгие годы будет помогать осваивать Сибирь, развивать ее экономический потенциал.
Аэропорт в цифрах и фактах
Новый терминал – это 4 178 свай, 287 километров кабеля электроснабжения, более 4 тысяч тонн металлоконструкций.
Площадь сооружения – 58 тысяч квадратных метров, пропускная способность – от 2,5 миллиона пассажиров в год.
Здание оборудовано 6 телетрапами, 4 эскалаторами, 21 лифтом, 4 подъемниками и 500 камерами видеонаблюдения.
Площадь парковочной зоны для автомобилей – 30 тысяч квадратных метров. Одновременно здесь могут разместиться 700 машин.
Пропускная способность багажной ленты зала прилета – более 1,5 тысячи сумок и чемоданов в пиковые часы нагрузки.