Открывал его тогда губернатор Александр Лебедь. Через пять лет в крае уже было семь кадетских школ-интернатов, две Мариинские женские гимназии-интерната, центр дополнительного образования «Честь и слава Красноярья» и краевая детско-юношеская спортивная школа «Кадеты Красноярья». Впервые в России сформировалась система кадетского и женского гимназического образования. О том, насколько эффективно работает эта система, рассказывает министр образования и науки Красноярского края Светлана МАКОВСКАЯ, принимавшая самое непосредственное участие в создании гимназий и корпусов и формировании идеологии кадетского образования.
Система, где каждый – индивидуальность
– Светлана Ивановна, какие цели были поставлены перед кадетским образованием при его создании в крае и чего удалось достичь за прошедшее время?
– Александр Иванович рассматривал такие образовательные учреждения в качестве элитных, то есть дающих качественное образование и подготовку для его продолжения в высшем учебном заведении, но главное – духовно-нравственную подготовку к ответственному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Задачей ставили воспитание государственно мыслящих людей с лидерской позицией и развитым чувством ответственности.
С 1998 года мы планомерно реализуем эту идею.
Начинали с элементарных вещей – учились писать уставы таких особых образовательных учреждений, создавали «с нуля» методические указания для воспитателей, продумывали форменную одежду для учеников. В этом плане опыт Владимира Николаевича Миронова, который возглавил управление по делам казачества и кадетских учебных заведений, был очень ценным. До Красноярска Владимир Николаевич работал директором Донского кадетского корпуса.
У истоков кадетского образования в крае стояли военные, поэтому сначала подразумевалось, что учеников будут готовить для поступления лишь в военные училища. Но ведь понятие «служение Отечеству» гораздо шире, чем войсковая служба, и мы стали расширять интеллектуальную, художественно-эстетическую составляющую в образовательном процессе.
Идея кадетского и женского гимназического образования сегодня очень востребована: ежегодно количество желающих поступить в кадетский корпус или Мариинскую гимназию превышает имеющиеся возможности приема в три-четыре раза, до 85 % выпускников поступают в высшие учебные заведения страны, а каждый четвертый выпускник-кадет связывает свою судьбу с силовыми структурами государства.
– В чем уникальность кадетского и гимназического образования Красноярского края?
– Мы не были первопроходцами в этой сфере, в некоторых субъектах кадетские корпуса появились намного раньше, чем в Красноярском крае. Но мы сумели создать систему. И это уникальное явление в масштабах страны. Девочки и мальчики учатся раздельно и воспитываются особо, но воспитательное пространство и деятельность у них общая. Первую половину дня они усваивают знания в школе, а затем идут на совместные дополнительные занятия; проекты, конкурсы тоже реализуют вместе. Естественно, при таком подходе в системе должны быть учреждения дополнительного образования. И сегодня центр «Честь и слава Красноярья» и спортивная школа известны на весь край своими талантливыми учениками.
У нашей системы есть своя концепция, нормативно-правовая обеспеченность (действует закон «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах»), разработаны методики образования, которые строятся на идее возрождения ценностей и традиций российских кадетских корпусов и женских гимназий, и модель профессионализма педагогов.
К нам часто приезжают гости из других регионов, трижды мы проводили всероссийские семинары-совещания руководителей кадетских образовательных учреждений. Алтайский край, Томская область, Республики Бурятия и Саха (Якутия), города Вологда, Калининград взяли за основу красноярский подход к развитию кадетского образования.
– Такая система предполагает, что все корпуса и гимназии «на одно лицо»?
– Вовсе нет. У каждого кадетского корпуса свой неповторимый облик, профиль и стиль деятельности. Например, Красноярский кадетский корпус имени А. И. Лебедя – это обогащенное пространство и широчайшие возможности развития способностей и одаренностей кадетов: интеллектуальных, художественных, социальных, спортивных. Норильский кадетский корпус выбрал своей специализацией пожарно-спасательную подготовку и совместно с академией гражданской пожарной службы МЧС эффективно развивает это направление. Лесосибирский корпус как самый северный в крае выделяется деятельностью «Школы выживания в экстремальных ситуациях». Канский морской кадетский корпус – это школа юных мореходов. Шарыповский – это корпус-музей, все пространство которого наполнено экспозициями, созданными в результате поисково-исследовательских проектов. В Ачинском, родившемся на базе бывшего военного авиационного училища, учат ребят основам летного дела. По-своему интересна и каждая Мариинская гимназия.
Кадетское братство
– Расскажите о достижениях наших кадетов и гимназисток.
– Начнем с того, что из 2 646 выпускников 161 окончил кадетский корпус или гимназию с медалями. Кадеты и гимназистки – активные участники Всероссийской олимпиады школьников, а Красноярский кадетский корпус уже два года подряд лидирует в рейтинге учреждений края по итогам регионального этапа олимпиады. Он вошел в топ-500 лучших школ страны!
Ни одно значимое массовое мероприятие в краевом центре и в городах, где расположены кадетские корпуса, не проходит без участия кадетов. Ансамбль «Кадет» и студия «Солнечный свет» известны далеко за пределами края. Кадетские спортивные команды лидируют по отдельным видам спорта, а в состязаниях военно-спортивной направленности традиционно побеждают. Кадетские корпуса стали своеобразными военно-патриотическими центрами: здесь проходят соревнования допризывной молодежи, президентские состязания, спартакиада школьников, военно-спортивная игра «Победа».
Результативность работы по воспитанию юных патриотов отмечена Росвоенцентром при правительстве РФ. Уже три кадетских корпуса – Красноярский, Канский и Лесосибирский награждены Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».
– Выпускники. Отслеживается ли их судьба?
– Наши выпускники работают в различных сферах: это государственная служба и служба в силовых структурах; сфера образования и здравоохранения. Некоторые выбирают творческие профессии: среди них уже есть солисты-музыканты, вокалисты, актеры.
Главное отличие наших выпускников – это ценностное отношение к Родине, краю, семье, учреждению, которое окончили; сформированное чувство ответственности, способность жить в коллективе и занимать лидирующие позиции. Кадетское братство – это не миф, оно действительно существует. Наши выпускники еще в 2002-м создали свою ассоциацию. Они не просто встречаются, общаются, приходят в корпуса и гимназии, которые окончили, они, что очень важно, помогают друг другу. Ведь среди кадетов есть и дети-сироты, дети из неполных или неблагополучных семей, которые нуждаются в поддержке и добрых советах.
– Как будет развиваться система кадетского образования? Появятся ли у нас новые кадетские корпуса и Мариинские гимназии? Что, может быть, изменится?
– Мы не планируем увеличение количества кадетских корпусов. Их сеть оптимальна. Учебные заведения есть в центре, на западе, на востоке, на юге и на севере. И я считаю, что таких учебных заведений много быть не должно. При этом мы продолжим развитие идеи раздельно-параллельного образования, и для этого уже в ближайшее время откроем в Железногорске при кадетском корпусе Мариинскую женскую гимназию.
Но в основном сейчас мы делаем упор на содержательное развитие корпусов и гимназий. В перспективе – поэтапный переход на новые ФГОС, поскольку кадетские корпуса и Мариинские гимназии – это общеобразовательные учреждения. Но мы должны суметь объединить требования ФГОС и специфику кадетского и женского гимназического образования. Важно и сохранение особенностей каждого учреждения в отдельности.
Руководство страны сегодня уделяет большое внимание патриотическому воспитанию. А кадетские корпуса и гимназии справляются с этой задачей великолепно. Патриотический настрой здесь во всем – и в системе обучения, и в условиях проживания, и в том, как продолжаются лучшие традиции отечественной истории образования. Поэтому мы будем продолжать и развивать это направление.
Цифры
2 265 кадетов обучается сегодня в кадетских корпусах Красноярского края
546 гимназисток обучается в Мариинских женских гимназиях
До 70 % кадетов и гимназисток – жители городов
В 2002 году состоялся первый выпуск из кадетского корпуса. С этого времени и по 2013 год из стен корпусов и гимназий вышли 2 646 юношей и девушек.