В Красноярск вернулась картина нашего знаменитого земляка Василия Сурикова «Взятие снежного городка». Последний раз она экспонировалась в крае более 20 лет назад. Теперь мы снова можем увидеть это монументальное произведение, которое художник начал создавать в Красноярске в 1890 году.
Это полотно критики называют самым жизнеутверждающим в творчестве Сурикова. Писать его Василий Иванович начал, чтобы отвлечься от постигшего горя – смерти жены. По словам Александра, брата художника, «за работой этой картины Вася до некоторой степени пришел в себя».
В 1890 году во время Масленицы Василий и Александр побывали в селе Ладейское (в наше время это Ленинский район Красноярска) и попросили местную молодежь устроить «взятие городка». Представление обошлось им в три ведра водки. Суриков сделал несколько набросков красками и карандашом с натуры. С этого и началась работа над монументальным полотном.
Осенью Василий Суриков вернулся в Москву и там завершил картину. В марте 1891 года «Взятие снежного городка» было представлено на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, а через восемь лет приобретено за 10 тысяч рублей известным коллекционером и меценатом Владимиром фон Мекком. В 1908 году полотно у него выкупили для собрания Русского музея императора Александра III.
Сегодня оно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Выставлено в зале № 36 Михайловского дворца, где находятся и другие произведения Василия Сурикова.
Путешествие из Санкт-Петербурга в Красноярск
В Красноярске картина будет демонстрироваться в рамках выставки «Суриков. Взятие снежного городка» в Красноярском художественном музее имени Василия Сурикова (ул. Парижском коммуны, 20) с 20 февраля по 28 апреля (0+). Как обещают организаторы, это будет самая масштабная выставка работ нашего великого земляка-живописца за всю историю края. На ней представят более 60 графических и живописных работ мастера. Их уже привезли в наш город.
Из Санкт-Петербурга и Москвы полотна доставили в Красноярск спецтранспортом – в рефрижераторе, оборудованном климат-контролем.
– Всю дорогу в машине поддерживалась температура 18–20 градусов и влажность 50–55 процентов, – поясняет художник-реставратор Государственного Русского музея Юрий Макаров. – Картины находилась в специальных герметичных ящиках, чтобы исключить все возможные воздействия на них.
В Красноярске перед распаковкой им дали немного согреться и отдохнуть. Первой извлекли из ящика «Взятие снежного городка». Реставраторы тут же осмотрели работу – проверили, не появились ли за время путешествия дефекты. По установленным регламентам состояние сохранности картины, отправленной на выставку в другой город, проверяется несколько раз – перед отправкой в путешествие, по прибытии на место. А после окончания выставки в Красноярске «Взятие снежного городка» вновь осмотрит прибывший из музея специалист.
Как говорят реставраторы, дорогу картины Сурикова перенесли хорошо, новых дефектов не выявлено. Правда, уже в Красноярске художники из Русского музея заметили один небольшой изъян – точку, которую пропустили реставраторы, подготавливающие опись дефектов. Ее тут же внесли в список.
Знакомые все лица
Для работы над картиной «Взятие снежного городка» автор сделал 10 эскизов своих друзей и знакомых, чтобы внести эти образы на основное полотно.
Например, всадника, голова которого возвышается над толпой защитников, Суриков писал со своего красноярского знакомого Александра Пестунова.
Среди зрителей действа – мужчина в дохе и меховой шапке, сидящий в кошеве в правой части картины. В нем можно узнать брата художника Александра. Спиной к зрителям в той же кошеве сидит женщина в синей шапке и горностаевой пелерине – ее художник писал со своей двоюродной племянницы Татьяны Доможиловой, преподавательницы Красноярского епархиального женского училища. Справа от нее, опустив руку с муфтой на разноцветный ковер, которым покрыта спинка саней, – женщина в темной шубе. Натурщицей послужила Екатерина Рачковская, жена красноярского врача Петра Рачковского.
Фото Олега КУЗЬМИНА