К 400-летию Енисейска восстановят уникальный исторический иконостас Спасо-Преображенского мужского монастыря. О необходимости вернуть святыню храму в монастыре говорят вот уже пять лет. И только сейчас нашлись мастера, имеющие лицензию на реставрационные работы такого уровня.
Свидетельства прошлого
Спасо-Преображенский мужской монастырь видно из любой точки Енисейска. Стоит он на пригорке на развилке дорог, мирские жилища как будто ниже его не только по местоположению, но и по званию. До 1990-х годов пристанище монахов и трудников было заброшено. В 1920-е годы из храма вынесли все чудотворные иконы. А в 1970-е годы разместили здесь овощехранилища. После такого использования дома Божьего удивительной красоты фрески исчезли бесследно. Старики вспоминают: детьми, когда лазали по руинам монастыря, видели их фрагменты.
С перестройкой в Спасо-Преображенском мужском монастыре вновь затеплилась жизнь. В 1991 году в Енисейск приехал игумен Мефодий возрождать монашескую жизнь. Вместе с трудниками своими силами восстановил Преображенский придел, вставил окна, оштукатурил и отслужил первую Пасху.
А в 2005 году началась реставрация памятника культуры и архитектуры. Из пивзаводского корпуса (пивзавод раньше примыкал к исторической территории монастыря) сделали братский келейный корпус, а в старых кельях оборудовали архиерейский дом с административными кабинетами на первом этаже. Для украшения архиерейской трапезной заказали картины о Енисейске. На них – все старинные храмы города. Постеры сделаны с дореволюционных фотографий. Сегодня это единственная возможность увидеть подлинные енисейские храмы – такими, какими они задумывались и строились нашими предками.
Завершилась реконструкция только в 2012 году. Правда, исторический иконостас тогда так и не удалось восстановить. До него дошли руки только в конце 2018 года – при подготовке города к юбилейным торжествам.
Наши истоки
Спасский иконостас был создан между 1756 и 1765 годами. В 1920-е годы, когда закрывались енисейские храмы, перегородку, отделяющую алтарь, разобрали и вынесли все иконы. Часть перевезли в Богоявленский собор. Правда, объемы этого храма были меньше, потому и иконостас пришлось «укоротить» – из семи ярусов остался только нижний и навершие.
Впрочем, реставраторы, которые сегодня работают над восстановлением исторического иконостаса, отмечают: он хорошо документирован описями монастырского имущества и запечатлен на фотографии 1920-х годов, хранящейся в Енисейском краеведческом музее. Благодаря этому сегодня, спустя 100 лет, можно с точностью до детали восстановить объект культурного наследия.
– Спасский иконостас – уникальный, единственный из исторических, сохранившийся в Красноярском крае. Это целый пласт культуры, наши истоки, – отмечает директор красноярской столярной мастерской, реставрирующей святыню, Валерий Цурган. – Выполнен он в стиле сибирского барокко с элементами ренессанса. Резьба – енисейско-приангарской школы. В XVII веке, когда встал вопрос о строительстве храма, в Енисейск из Тобольска прибыли резчики. Позже мастерская иконописи и резьбы открылась при Спасо-Преображенском монастыре.
Традиционный по составу многоярусный Спасский иконостас был насыщен скульптурой, которая концентрировалась в средней его части. Над венчающим царские врата балдахином помещался резной образ Саваофа.
Весь иконостас завершался резными изображениями распятия с фигурами предстоящих Христу Богоматери и Иоанна Богослова. Храмовые описи зафиксировали более тридцати резных херувимов. Позолоченная и частично посеребренная резьба, полихромия резных образов и икон создавали яркий, праздничный, виртуозно исполненный ансамбль.
Изобилующий орнаментальной резьбой и скульптурой иконостас сохранился частично: утрачены царские врата, часть икон и скульптур, элементы резной орнаментики. Его буквально «разорвали» на части. Из нижнего и верхнего ярусов составлен Петропавловский придельный иконостас Успенского храма. Из прясел апостольского чина сооружены два клироса. Из прясел пророческо-праотеческого чина составлен северный придельный иконостас (сейчас придел Александра Невского).
Подарок к юбилею
Реставрации предшествовала большая исследовательская работа, сделан проект. И только после этого сохранившуюся часть разобрали и привезли в Красноярск – в мастерские. Сотрудники столярной мастерской отмечают: старые намоленные доски останутся на своих местах, из сосны воссоздадут недостающие части, а из кедра выполнят резной декор. Эти материалы использовались старинными мастерами Сибири, ведь сосна и кедр – основа сибирской тайги.
– Иконостас прибыл к нам в плохом состоянии, – говорит Валерий Цурган. – Часть икон потеряли изображение, старые, когда-то золоченые профили впоследствии красили обычной масляной краской и прибивали их гвоздями. Все это приходилось вычищать.
Тело, рамы для икон и утраченные резные фигуры уже сделаны мастерами, сейчас идет восстановление царских врат. Это, пожалуй, самая сложная, кропотливая работа.
Резчик Андрей Ковальков отмечает:
– В XVIII веке существовал свой стиль – детали очень мелкие, тогда как для традиционного барокко характерна крупная резьба. Главная задача – достоверно восстановить исторический рисунок створок царских врат.
Процесс этот небыстрый. На воссоздание только одной створки уходит больше месяца.
Сейчас над реставрацией работают 14 специалистов – резчики, столяры, маляры, которые золотят декор и фигуры. Все работы проходят под контролем службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и Енисейской епархии.
По контракту сдать объект реставраторы должны в конце 2019 года, но обещают сделать его раньше – к 400-летию Енисейска, который отпразднуют в августе. Мастера отмечают: в новом иконостасе будут использоваться выполненные ими позолоченные фигуры. Старые – вырезанные умельцами XVIII века – переедут в музей, который обещают открыть при храме Спасо-Преображенского монастыря.
Их рук дело
Воссоздание этой святыни – не первая реставрационная работа для красноярской «столярки». Уже готовы иконостасы и для других храмов Енисейска – Богоявленского кафедрального собора, Троицкой церкви, церкви Иверской Богоматери. Весной их повезут на родину, смонтируют, поставят на место.
Впрочем, руками этих мастеров выполнены иконостасы для нескольких десятков храмов, построенных в разных территориях Красноярского края за последние 30 лет. Богучанский, Балахтинский, Ужурский, Назаровский районы, поселок Диксон, сельское поселение Хатанга. В Красноярске мастера возрождали Благовещенскую церковь, восстанавливали Архиерейский дом, украшали храм Рождества Христова и его воскресную школу, церковь Луки Апостола при дорожной клинической больнице, храм Михаила Архангела и чуда его в Хонех, храм Великомученика Феодора Тирона, храм Иконы Божией Матери «Всецарица» при Успенском мужском монастыре, передвижной храм-вагон Равноапостольной княгини Ольги при Красноярской железной дороге.
Сейчас резчики изготавливают иконостасы для храмов, строящихся в Ванаваре и в Казачинском.
Фото автора и Олега Кузьмина