То, какое значение мы придаем образованию, наглядно демонстрирует февральский переполох, который сопровождает процесс записи детей в первые классы учебных заведений краевого центра. Мамы знают: от школы и первого учителя зависит очень многое. К похожим выводам приходят и власти. После анархии 90-х и не самых удачных экспериментов в «нулевые» общество наконец-то задумалось о повышении престижа профессии педагога. В школах внедряются стандарты, которые призваны ликвидировать образовательное неравенство. Смысл нововведений: качество обучения должно стать одинаковым и в городе, и в деревне. А его содержание – соответствовать вызовам и потребностям высокотехнологичного XXI века.
Цитата
– Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя. Необходимо, чтобы у ребят, независимо от их места жительства и достатка в семье, были равные возможности для успешного жизненного старта.
В. В. Путин
Совсем скоро, в конце февраля, сияющая витражами новая школа в красноярском микрорайоне Иннокентьевский наполнится гомоном сотен мальчишек и девчонок. Она – краевой рекордсмен и по размерам, и по количеству учащихся. 1 280 мест, четыре этажа общей площадью 20 тысяч квадратных метров… Не школа – мини-вселенная, построенная всего за один год.
Такие сейчас стандарты
Появление на образовательной арене учреждения такого масштаба уже стало предметом дискуссий. Мол, и дети здесь «потеряются», и учителям будет трудно запомнить их в лицо. Время все расставит по местам. Привыкнут и те, и другие. Зато возможности для школьников открываются такие, что предыдущим поколениям и не снились.
В школе 51 класс, кабинеты информатики, лаборатории с компьютерами и разным мудреным оборудованием. В просторных холлах десятки удобных диванов, сенсорные интерактивные столы с новостями о том, чем живет школа (о них, кстати, еще можно узнать с помощью школьного радио и системы видео-конференц-связи). В каждой классной параллели – свой отдельный гардероб. Есть даже игровая и спальни (!) для тех, кто ходит в продленку.
Далее – актовый зал почти на 500 мест с бутафорными и артистическими уборными. Большая библиотека с читальным залом и книгохранилищем, пищеблок с современной линией раздачи. А еще – лингафонный кабинет и комната психологической разгрузки, тир, для которого приобретен учебно-тренировочный комплекс огневой подготовки.
Уроки физкультуры – не бег вокруг школы, а целый спорткомплекс с тренажерными, игровыми, хореографическими залами, фитнес-аэробикой и душевыми. Рядом свой стадион с футбольным полем, площадками и беговыми дорожками.
Предусмотрено, кажется, все. В том числе потребности детей с ограниченными возможностями. Есть удобные съезды, заниженные бордюры, пандусы и пассажирский лифт. В учебных кабинетах, санузлах, читальном зале, столовой оборудованы места для колясочников.
Возникает вопрос: а сколько этот храм знаний стоит? Почти миллиард рублей. Вложились и федеральный, и краевой, и городской бюджеты. Можно было о таком мечтать еще 10 лет назад? Причем важно: этот проект – не штучный. А самый что ни на есть типовой. Он прошел регистрацию в Министерстве строительства РФ и рекомендован к повторному внедрению не только в Красноярске, но и в других крупных городах страны. В столице края, к слову, по нему уже строят школы в микрорайонах Покровский, Нанжуль-Солнечный, Преображенский. А в перспективе – на Пашенном и Бугаче. Вот такие сейчас стандарты.
От количества – к качеству
Тенденция последних лет – переход от количественных показателей к качественным, движение в глубину. Под стать процессам, о которых шла речь выше, должно меняться и содержание обучения. Поэтому с 2015 года в крае продвигают проект по созданию специализированных классов математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности. Сегодня их уже 112, они действуют в 40 школах Красноярска, Норильска, Ачинска, Зеленогорска, Железногорска, Канска, Лесосибирска, Минусинска, Назарово, Сосновоборска и Дивногорска.
Попасть в такие классы непросто. Нужно иметь способности, желание, пройти конкурс. Строгая комиссия учитывает результаты школьника по олимпиадам, тематическим конференциям, оценивает общую успеваемость. Потому что дальше все будет очень серьезно: лекции ребятам читают профессора, кандидаты наук из высших учебных заведений края. А практикумы и лабораторные работы проводятся прямо в стенах вуза.
Из дома – в класс
Разговор о точках роста в образовании без сельских школ будет неполным. Понятно, что комплексы, подобные Иннокентьевскому, в деревне не появятся. Это просто не нужно. Поэтому упор делается на реконструкцию уже имеющихся и строительство малокомплектных новых (как, например, в деревне Петропавловка Курагинского района – на 115 мест). В 2018 году на капитальный ремонт сельских школ в краевой казне заложили 200 млн рублей. Ремонтируют и спортзалы – в году ушедшем такие работы провели в 20 сельских школах на сумму 50 миллионов.
И, наконец, уделяется повышенное внимание к такому характерному для глубинки направлению, как подвоз детей из небольших деревень прямо к школьному крыльцу. Это делается на специальных автобусах. Они оборудованы по последнему слову техники и требований безопасности.
Выстроена настоящая маршрутная сеть: каждое утро в 49 районах края 718 желтых автобусов подвозят к 440 школам более 20 тысяч учеников (а потом – обратно домой). Автопарк постоянно обновляется. Совсем недавно в край поступили 47 новых машин. Их распределили между муниципалитетами.
КОММЕНТАРИЙ
Александр УСС
временно исполняющий обязанности губернатора края
– Один из важнейших источников конкурентоспособности региона – доступное и качественное образование. Сегодня край вкладывает в него почти четверть своего бюджета. Совершенствуя образовательный процесс, мы будем последовательно укреплять и его материальную базу. Школа – это центр жизни. Особенно на селе. И этим все сказано.
Справка
За время модернизации системы образования в России учителя стали получать больше. К этому привело одно из постановлений президента Владимира Путина, зафиксированное в майских указах. Начиная с 2012 года уровень средней заработной платы педагогов края увеличился на 40 % и достиг 36,4 тыс. рублей. В профессию активно потянулась молодежь. В 2017 году в школы края пришли работать 600 молодых педагогов. Более 100 заключили трехлетний договор с учебными заведениями на селе и получили подъемные из краевого бюджета в размере 350 тыс. рублей.