Если и приходит старость, то только к тем, кто сложил руки и мучается от безделья. Тем, кому некогда сетовать на трудности, у кого и на 75-м году жизни огромные творческие планы, – депрессия и уныние неведомы. Доказательство этой простой теории мы находим каждый раз, когда встречаем на просторах Красноярского края удивительных людей. Увлеченных, не знающих покоя. Для них пенсия – не долгожданный отдых на диване, а возможность заняться хобби, воплотить мечту.
Орнаменты своими руками
Житель райцентра Сухобузимское Борис Морозов превратил типовую квартиру в одноэтажном строении в сказочный терем. В поселке каждый житель может указать, где находится улица Лесная, где стоит красивый дом и резной палисад. Мимо них не пройдешь: хочется надолго задержать взгляд на деревянных кружевах, в которых прячутся солнечные зайчики. Зодчество – дело рук хозяина. Больше трех лет мастер-самоучка вырезал узоры для украшения дома, ворот и забора. В каждом завитке – долгий упорный труд, терпение и художественный замысел. А началась история теремка еще в прошлом веке. Домовую резьбу глава семьи Борис Морозов увидел в Северобайкальске, где тогда жил и работал. Кстати, там он сам построил для семьи дом. Но вот об украшении и мысли не было.
Пока не увидел чудо-теремок местного жителя, художника. И сразу запульсировала в инженере творческая жилка: таким и должен быть дом! С резными наличниками и узорами во все стены. Ни навыка, ни инструментов, ни времени – о резном доме и палисаде можно было забыть. К счастью, художник согласился сделать украшения для дома Морозовых. С тех пор Борис Николаевич мечтал сделать орнаменты своими руками. И возможность случилась как раз на пенсии.
Семья Морозовых приехала в край около десяти лет назад. Приобрели половину дома, устроились. И Борис Николаевич взялся за обустройство мастерской. Пригодился просторный амбар, в котором прежний хозяин хранил зерно. Мастерская оборудована всей резчицкой техникой: станки, дрели, наждак, фрезер, лобзик. В отдельной комнате – красильня. Любимый материал – кедр. Он мягкий по сравнению с сосной, лиственницей. Меньше в нем смолы. Опытным путем мастер ушел от лака и морилки. Лак с фасада быстро облезает, шелушится. Приходилось постоянно шкурить и обновлять покрытие. Теперь пользуется только специальной пропиткой. Она бывает разных цветов. Держится дольше и на солнышке лучше блестит, придавая узорам полноту.
У Бориса Морозова свой художественный вкус:
– Я занимаюсь прорезной резьбой. Получается ажурный орнамент. Он легче, воздушнее. Мне очень нравится. Самая трудная резьба – объемная. Мой одноклассник окончил Строгановку, так он такую красоту может сделать! Мне уж поздно учиться, а надо бы.
Мастер говорит, что в его характере – взялся, значит, делай хорошо или брось совсем. На две стороны дома три года кропотливой работы ушло. Смена в мастерской – по 12–14 часов в сутки. Борис Морозов, улыбаясь, вспоминает:
– Меня не позовут на обед, я и не иду, занимаюсь резьбой. Сначала целый год рисовал орнаменты, чертил, масштабировал шаблоны, соединял элементы. Придумывал рисунок сам. Это сейчас у меня целая папка альбомов и журналов.
Пирамиды и песни
Домовая резьба – частичка нашей культуры, наших традиций. У славян она имела культовое, оберегающее значение, защищала от злых сил. Сегодня зодчество уходит в прошлое. Дома обшиваются безликим сайдингом. А резные избы можно увидеть только на памятниках культурного наследия.
Свой любительский жанр, хобби сам мастер подвергает строгой критике. Он не боится переделок, с легкостью бракуя детали орнамента:
– Смотрю на узор – не нравится. Снимаю и все переделываю. Фронтон четыре раза снимал… Зато когда все получается, сердце радуется. Подходишь к дому, смотришь на свои резные ворота – и жить хочется!
За деньги мастер не работает, заказы не выполняет. Стыдно брать большую плату, а за мизерное вознаграждение жалко терять время. В подарок родным и близким Борис Морозов делает журнальные столики, торшеры, подставки под цветы. А вот делать мебель не лежит душа. Табуретку мастер точно ваять не будет. Проще в магазине купить.
Борис Морозов – разносторонний человек. В большой комнате – огромная библиотека, шкафы от потолка до пола во всю стену. Мастер говорит, что без книг изба пуста. Отдельная полка – для специализированной литературы, эскизов. С семьей мастер любит путешествовать по краю. Для этого есть «верный конь» – новый автомобиль отечественной марки.
Есть еще одно увлечение у творческого человека. Пирамиды собственного изготовления. Эти формы известны своими целебными свойствами. Говорят, они очищают воздух, отгоняют вредителей с огорода, дарят молодость… По крайней мере, семье Морозовых они помогают. У них четыре пирамиды, от маленьких до высоких. Хозяин рассказывает любопытные случаи:
– Картошку однажды продержали в пирамиде трое суток, а потом посадили. До этого с двух соток собирали 60 ведер, а после выдержки – 90 ведер! Природу энергии пирамид сложно понять. В другой раз зимой в мороз поставил в холодной кладовой воду в пирамиду. Открыл на следующий день – вода не замерзла! Вообще, я после Байкала не мог пить местную воду. Начал ставить в пирамиду. И вода как будто сладкая становится. Пьем только ее.
У мастера в сутках не 24 часа. Кроме резьбы, чтения, путешествий он занимается пением, участвует в самодеятельности. Борис Морозов поет в мастерской:
– Дома мне не дают шуметь. Я солирую в мастерской под караоке. Казачьи песни люблю, русские народные. На следующий год заказал себе гармошку. Под мой диапазон. Буду себе аккомпанировать.
В планах мастера – построить резную беседку в саду. Чтобы на природе петь любимые песни.