В клубе населенного пункта Таскино Каратузского района находится нечто совершенно уникальное – сельская картинная галерея. Ее бессменный хранитель и экскурсовод Ираида Кирилловна Космынина может рассказывать о галерее часами, и это абсолютно не надоедает. Ведь речь идет не столько о художественной ценности картин, сколько о живых людях, с которых писались портреты.
Добровольно-принудительно
Когда все это начиналось, в селе был колхоз имени Кирова, который входил в десятку лучших по Красноярскому краю по своим производственным показателям. Тогда здесь было очень много молодежи. 70 процентов выпускников оставались работать дома.
В это время руководить колхозом стал Юрий Андрианович Бражников. Руководитель новой формации, настоящий представитель сельской интеллигенции. Наряду с работой он находил время для того, чтобы много читать, писал стихи.
При этом уделял большое внимание тому, что сегодня называется социальными вопросами. При нем был достроен клуб, колхоз содержал в детском саду учителя для подготовки детей к школе – тогда это было новшеством. Работала музыкальная школа, был создан народный хор.
Правда, методы создания хора сегодня никто бы не назвал демократическими. К участию в нем поголовно привлекались специалисты, без разбора – есть слух, нет ли. А кто отказывался – лишали премиальных. Сложный характер был у председателя, не всем он нравился. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь.
Рождение галереи
В одной из своих поездок по краю Бражников познакомился с художником Вадимом Елиным. Работы Елина покорили Юрия Андриановича. По возвращении из поездки он собрал правление колхоза и предложил создать галерею портретов односельчан.
Однако правление не поддержало эту идею: «Что это такое – тратить колхозные деньги на какие-то картинки?»
– Друзья мои, – сказал тогда Юрий Андрианович, – вы не понимаете, как это будет важно и ценно через несколько лет.
Решив все-таки убедить сельчан, он сам заказал два портрета и привез их на правление. Осмотрев произведения, колхозники, люди, не искушенные в искусстве, сошлись на том, что «очень походит» на оригинал. После этого предложение председателя было принято.
Сегодня уже нет в живых ни Юрия Бражникова, ни Вадима Елина. Но слова председателя сбылись. Художественное наследие, родившееся благодаря сотрудничеству этих двух выдающихся людей, с каждым годом становится ценнее.
– Сегодня мы очень много работаем с ребятишками, чтобы не стали они Иванами, родства не помнящими. Есть у нас такой проект – «Это лучшее в мире село», где мы рассказываем детям, какими были их деды и прадеды. А началось все с одного из портретов.
Тимофей Федорович, человек, изображенный на этом портрете, – из тех, на которых веками держится русская земля. Отец десятерых детей, мастер на все руки, безотказный к просьбам, человек слова, на которого можно положиться в любой ситуации. Ираида Кирилловна предложила его внучкам написать сочинение о своем деде. К ее удивлению, они написали всего по две строчки. И тогда она сама начала рассказывать…
Живая память села
– Я знаю всех, кто изображен здесь, – говорит Ираида Космынина. – Но я не вечна. Сейчас на портретах – живые люди, о каждом можно вспомнить много интересного. Но если память о них исчезнет, останутся обычные картинки. А я хочу, чтобы память о своих корнях сохранилась у детей, внуков, правнуков.
Люди на портретах действительно заслужили, чтобы о них помнили. Каждый – труженик и профессионал своего дела. Почти у всех – государственные награды.
В Таскино вообще живут люди талантливые. Отсюда родом известный сибирский писатель Александр Щербаков, который в своих произведениях много писал об односельчанах, зачастую сохраняя подлинные истории и имена.
Земляков своих писатель не забывает, часто, несмотря на преклонный возраст, бывает в родных местах. А в Таскино ежегодно проводятся Щербаковские чтения – праздник изящной словесности, на который приглашают гостей – школьников из Минусинска, Курагинского района и, конечно, своих, каратузских.
Среди характерных, действительно живых портретов таскинских крестьян вдруг, неожиданно – набросок профиля Владимира Высоцкого. Это тоже уникальная работа. Ведь набросок сделан с натуры. Вадим Елин – единственный художник, который писал прижизненные портреты знаменитого актера и барда. Это было во время съемок фильма «Хозяин тайги», в котором Высоцкий сыграл одну из главных ролей.
Одну из своих работ Елин подарил Юрию Бражникову – большому поклоннику Высоцкого. А председатель, после долгих уговоров Ираиды Кирилловны, передал драгоценность галерее.
Хранительница останавливается у портретов, уважительно рассказывает о каждом – ведь это ее соседи.
Георгий Георгиевич – из репрессированных немцев. Первым в селе стал выращивать ранетки. Сегодня они привычны всем, а тогда казались чудом.
Доярка Таисия Яковлевна – кавалер ордена Ленина.
Агроном Ян Мартынович – фронтовик, потерявший ногу. Но о том, что у агронома протез, Ираида Кирилловна долго не знала. Он ездил на лошади, ходил на воскресники на покос и наравне со здоровыми орудовал вилами.
Телятница Федора Евстигнеевна – из поколения послевоенных женщин. Всю жизнь прожила одна – семьи не сложилось. А свою нерастраченную любовь женщина отдавала телятам.
– Помню, – рассказывает Ираида Космымина, – бригадир привез плохое сено. Так она схватила вилы и бросилась на него: «Я тебя сейчас заколю!»
Дело Бражникова продолжается
Кроме работ Елина, изумительных по мастерству и разнообразию, в галерее есть и творения других художников, в разное время проживавших на территории Каратузского района. Например, Александра Попова, известного эвенкийского живописца. Есть и четыре картины удивительного мастера Анатолия Викулова – трудно поверить, что они написаны человеком без обеих кистей рук.
Галерея пополняется до сих пор, и не только усилиями дарителей. Ежегодно три новые картины появляются здесь благодаря проекту «Гордость района – люди труда» – это совместное с районным советом депутатов продолжение идеи Юрия Бражникова.
Галерея является филиалом Каратузского музея и, несмотря на финансовые сложности, умудряется даже участвовать в экспозициях. Например, выставлялись в Абаканской картинной галерее. Правда, из-за отсутствия средств везти картины пришлось на попутке – факт, способный ввести в ступор любого западного искусствоведа. Но у нас в России свои реалии.