За мусором очереди нет

Готовы ли мы к раздельному сбору отходов?

За мусором очереди нет Готовы ли мы к раздельному сбору отходов?
Фото: Олег Кузьмин

Судя по данным исследования, проведенного в 2018 году специалистами СФУ, нет. Тогда за раздельный сбор высказались лишь около 30 процентов респондентов. А это явное меньшинство.

Очевидно, суть в том, что многие не понимают, что такое раздельный сбор и для чего он нужен. Не способствуют ясности ситуации и некоторые сложившиеся стереотипы. Например, постоянно приходится слышать утверждения, что переработка мусора – дело очень выгодное. Почему же в таком случае отечественный бизнес не спешит массово строить мусороперерабатывающие предприятия?

 

(Не)ценный ресурс?

Допустим, у нас бизнес какой-то не такой. Но тогда почему в Германии, стране, наиболее продвинувшейся в раздельном сборе мусора, государство понуждает граждан раскладывать отходы по разным контейнерам с помощью штрафов от 10 до 5 000 евро? При этом немцы еще и платят от 120 до 900 евро в год не только за вывоз, но и за сортировку и переработку мусора.

По логике, если рециклинг такое выгодное дело, то предприниматели должны скупать мусор у населения, да еще и драться за этот ценный ресурс. А все происходит с точностью до наоборот.

Что мешает внедрению раздельного сбора в том же Красноярске? Миллионный город производит ежедневно огромное количество отходов и может служить золотой жилой для рециклингового бизнеса.

Проблема прежде всего в крайней недостаточности сортировочных мощностей в краевом центре, считает председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский. По существу, речь идет о единственном мусоросортировочном комплексе регионального оператора ООО «РостТех».

По мнению Павла Гудовского, необходимы меры государственного стимулирования, побуждающие бизнес активнее строить перерабатывающие мощности. Какими должны быть эти меры, может подсказать опыт той же Германии, где государство формирует квоты на переработку отходов, прежде всего пластиковых. Ведь они составляют значительную долю в общем объеме ТКО, а главное, практически не разлагаются естественным путем.

Именно поэтому в мире непрерывно накапливаются пластиковые отходы. Германия – один из лидеров ЕС по производству мусора, и проблема его утилизации там давно в числе первостепенных. Например, к 2022 году согласно закону об упаковке, принятому в 2019 году, доля переработанных пластиковых отходов должна достигнуть 63 процентов.

Почему государство вмешивается в рыночный процесс, задавая целевые параметры рециклинга? Причина проста. Переработка пластика в целом экономически невыгодна. Одна и та же упаковка может состоять из десятков различных видов пластмасс. Их разделение представляет собой достаточно сложный технологический процесс. При этом на выходе нужно получить качественный полуфабрикат, способный конкурировать по цене с нефтью – основным сырьем для производства пластмасс.

Год назад при цене нефти 60–70 долларов за баррель «конкурентоспособная» составляющая в общем объеме пластикового мусора оценивалась в 15 процентов. Сегодня нефтяные цены балансируют в коридоре 40–45 долларов за баррель. То есть эталонное сырье существенно подешевело, что еще более снижает конкурентоспособность переработки пластика. Плюс к тому – жесткие директивы ЕС, ограничивающие возможность повторного использования пластиковой упаковки, например, в пищевой промышленности.

Поэтому государству приходится подменять собой «невидимую руку рынка», изобретая механизмы стимулирования. Например, знаменитый проект «Зеленая точка». Собственно, и штрафы за неправильный выброс мусора – тоже метод стимулирования. Причем весьма эффективный.

Разумеется, есть фракции ТКО, переработка которых вполне прибыльна. Но в целом мировой опыт свидетельствует: никому не удалось создать самоокупаемую систему, в которой переработчики платили бы гражданам, а не наоборот.

В России мы пока еще только на пути к созданию инструментов стимулирования, считает Павел Гудовский. По существу, все проблемы, связанные с отходами, решаются сегодня силами региональных операторов. А этого явно недостаточно.

Переработка пластика в целом экономически невыгодна. Одна и та же упаковка может состоять из десятков различных видов пластмасс. Их разделение представляет собой сложный технологический процесс

Точка отсчета

Рассуждая о цивилизованном обращении с отходами, мы должны понимать, в какой точке отсчета сегодня находимся. Такой сверкой ориентиров стал недавно проведенный Палатой экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского круглый стол на тему: «Проблемы региональных операторов в рамках реализации реформы в отрасли по обращению с ТКО на территории Красноярского края».

Например, существует проблема, отмеченная многими операторами, – несоответствие расчетных и фактических параметров образования ТКО. Так, по словам представителя ООО «РостТех» Федора Белоногова, если по расчетам предполагалось, что в 2019 году из правобережной технологической зоны необходимо будет вывезти 1,069 млн кубометров мусора, то фактически вывезено 1,619 млн кубометров. Иначе говоря, разница почти треть. У других регоператоров разница между планом и фактом еще выше.

Это свидетельствует о необходимости значительной корректировки расчетных параметров. Ведь понимание, сколько отходов реально образуется на той или иной территории, – краеугольный камень, без которого любые попытки навести порядок в сфере обращения с ТКО останутся фикцией.

Одной из главных тем обсуждения стали несанкционированные свалки и причины, их порождающие. Прежде всего – отсутствие «легальных» мест складирования ТКО.

Не имея возможности вывезти мусор на предназначенную для этого площадку, люди выбрасывают отходы куда попало, отметила руководитель службы экологического мониторинга ООО «Красноярская рециклинговая компания» Наталья Орлова. Это далеко не тайна. Достаточно проехать вокруг Красноярска, чтобы убедиться, что окрестные леса силами местных жителей успешно превращаются в свалки.

Есть примеры, которые иначе как экологическим варварством назвать сложно. Например, обращение с печной золой. Зачастую жители грузят в контейнеры еще не остывшую золу. А в результате у регоператора загораются машины.

Региональные операторы считают, что более активной должна быть позиция местной власти. Ведь на местах, как правило, хорошо знают, кто устраивает несанкционированные свалки. Необходимо усиливать разъяснительную работу, а там, где необходимо, применять и штрафные санкции.

Проблемы, озвученные на круглом столе, наглядно показывают, какой большой путь нам еще предстоит пройти – от несанкционированных свалок и горящей золы в контейнерах до раздельного сбора мусора и рынка вторичных ресурсов. Причем сделать это придется очень быстро. Иначе жить нам среди мусорных полей и гор.

Достаточно проехать вокруг Красноярска, чтобы убедиться, что окрестные леса силами местных жителей успешно превращаются в свалки.

Три составляющих рециклинга

Переход к раздельному сбору мусора – вершина «мусорной реформы», считает первый заместитель министра экологии и рационального природопользования Красноярского края Виталий Бадмаев. Опыт стран, где каждое домохозяйство, каждый образователь отходов перешли к раздельному сбору ТКО, свидетельствует о том, что это очень сложный процесс и достичь его можно, только выполнив определенный набор мероприятий. И эти мероприятия являются не столько усилиями госвласти, сколько результатами публичного консенсуса.

– Система раздельного сбора мусора – своего рода «тянитолкай», – говорит Виталий Бадмаев. – Мы не можем двигаться только в одном направлении – собственно раздельного сбора. Безусловно, работа не заканчивается тем, что мы рассортировали дома накопившийся мусор, отделили определенные фракции и разместили их в соответствующие контейнеры.

Потому что возникает вопрос, что с этими фракциями делать дальше. Закапывать их на полигоне, как минимум, нелогично. Смысл сортировки – дать отходам «вторую жизнь», превратив их во вторичное сырье, то есть товар, имеющий потребительскую ценность и обращающийся на рынке.

Однако надо понимать, что на этапе раздельного сбора мы не рассортируем мусор так, как этого требует рынок. Любые вторичные ресурсы должны обладать определенным товарным качеством. Поэтому к раздельному сбору нужно добавлять еще один блок – инфраструктуру по обработке и сортировке отходов.

Таким образом, создание инфраструктуры обработки – это второй обязательный технологический элемент системы рециклинга ТКО. И раздельный сбор, и мощности по сортировке взаимосвязаны. Без предприятий, превращающих отходы в товар, раздельный сбор не имеет смысла.

С инфраструктурой ситуация несколько иная. На сортировочное предприятие можно привозить и сборный мусор. Однако его разделение на фракции будет более дорогостоящим процессом, чем если бы ТКО были предварительно рассортированы.

– Вопрос раздельного сбора мусора – это совершенно точно не вопрос, предопределенный экономической целесообразностью, – говорит Виталий Бадмаев. – Это прежде всего вопрос нашего отношения к окружающей среде, то есть вопрос экологии. А экологический результат не измеряется в рублях или долларах прибыли. Он – в улучшении состояния окружающей среды.

Поэтому раздельный сбор – прежде всего ответственная позиция каждого члена общества. Мы не должны популистски заявлять: «Давайте переходить на раздельный сбор». Мы должны понимать, что это потребует усилий каждого. Мы должны определить для себя, что готовы вкладываться в экологию. В том числе и нашим собственным трудом.

То, что рециклинг – гораздо более затратная система, чем захоронение, вполне очевидно. В масштабе края создание инфраструктуры сортировки – очень серьезные инвестиции. Кроме того, собранный раздельно мусор надо раздельно же и доставить. Что потребует усложнения логистики.

Наконец, значительная часть многоквартирных домов оборудована мусоропроводами, которые в принципе не позволяют разделять мусор на фракции. В министерстве экологии и рационального природопользования края считают, что решение этой проблемы – в переходе на двухпоточный метод сбора ТКО с выделением двух фракций: сухой и мокрой.

К последней относится органический мусор, для удаления которого целесообразно задействовать мусоропровод. Сухая фракция – это потенциальные вторичные ресурсы: пластик, бумага, металлы. Их сбор можно организовать на оборудованных контейнерных площадках.

Но это в теории. На практике современные дома не оборудованы в большинстве случаев контейнерными площадками. Поэтому их понадобится создать.

Наконец, помимо двух составляющих рециклинга (первичного раздельного сбора и сортировки), должна существовать и третья: предприятия, производящие утилизацию, то есть превращающие вторичное сырье в полезную продукцию.

Сегодня в России нет единого мнения, что требует приоритетного внимания – сортировка или собственно рециклинг. Доводы в пользу необходимости первоочередного развития предприятий по утилизации основаны на том, что это конечный результат «мусорной цепочки». Сторонники противоположного мнения (к ним относится и Виталий Бадмаев) считают, что первоначально нужно создать рынок вторичных ресурсов.

Ведь предприниматель, заинтересованный в рециклинговом бизнесе, в первую очередь должен быть уверен, что получит необходимые ему ресурсы в нужном объеме, в нужный момент и по приемлемой цене. А это может гарантировать только сложившийся рынок.

В рамках короткого материала невозможно перечислить все аспекты «мусорной реформы» в целом и даже раздельного сбора в частности. Но одно очевидно. Раздельный сбор – это не поле для популистских лозунгов. Это серьезная работа на перспективу. Это показатель социальной зрелости общества и степени экономического развития. Ведь успешный опыт такого рода мы видим только в экономически развитых государствах, которые могут себе позволить вкладывать деньги в экологию.

То, что рециклинг – гораздо более затратная система, чем захоронение, вполне очевидно. В масштабе края создание инфраструктуры сортировки – очень серьезные инвестиции

Время реальных проектов

Раздельный сбор мусора уже не является исключительной прерогативой энтузиастов-волонтеров. Во всяком случае в краевом центре, где оба действующих региональных оператора демонстрируют заинтересованность в развитии этого направления.

В прошлом году в рамках федеральной программы «Разделяй с нами» в Красноярске появились контейнеры для сбора пластика, установленные региональным оператором по работе с ТКО «Красноярская рециклинговая компания».

Представитель другого регионального оператора – «РостТех» – Ульяна Фролкова рассказала нам о масштабных планах компании по размещению «раздельных» контейнеров в технологических зонах, обслуживаемых оператором. Правда, сроки начала этой программы пришлось сдвинуть из-за пандемии коронавируса. Внедрение раздельного сбора будет постепенным – необходимо, чтобы жители привыкли к такому новшеству.

Конечно, вывоз раздельно собранных отходов усложнит логистику, но компания идет на это. «Ведь именно для того и затевалась мусорная реформа», – подчеркнула Ульяна Фролкова.

На самом деле у «РостТеха» есть прямая заинтересованность в организации раздельного сбора. Ведь компания располагает единственным пока в регионе мусоросортировочным комплексом, способным перерабатывать несколько сот тысяч тонн ТКО в год. До 70 процентов поступающего сюда мусора превращается во вторичное сырье, пригодное к дальнейшему использованию, и только 30 подлежит захоронению.

В планах компании – снизить показатель захоронения до нулевой отметки, в частности, за счет технологии компостирования органических отходов. Кроме того, «РостТех» планирует создавать собственные мощности по переработке вторсырья в готовую продукцию.

Если говорить о других перспективных проектах, то большой интерес представляет частная концессионная инициатива ООО «Инжиниринг», входящего в группу компаний «РВМ Капитал». Кстати, в эту же группу входит и «Красноярская рециклинговая компания». Речь идет о создании современного комплекса обработки мусора, где будут применяться наиболее современные на сегодняшний день технологии автоматизированной сортировки отходов.

Это позволит, во-первых, полностью закрыть потребности левобережной технологической зоны. Во-вторых, и это не менее важно, Красноярск получит высокотехнологичное производство, которое само по себе является огромным шагом вперед в области обращения с ТКО.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 сентября 2024
В Красноярском крае восстанавливают леса, погибшие от пожаров, вырубок и вредителей
За время действия национального проекта «Экология» в Красноярском крае восстановлено более 530 тысяч гектаров леса. При этом объемы лесовосстановления с
Без рубрики
7 сентября 2024
Не знающий истории, не поймет и современности
В этом году студенты неисторических специальностей в российских вузах начнут изучать историю России по новому учебнику, который был подготовлен в
Без рубрики
6 сентября 2024
Герои живут по соседству
Встречаясь с ветеранами СВО, подметил одну характерную деталь: никто из них не похож на так называемых «киношных» героев. Помните –