29 июня 1941 года началась битва в Заполярье, ставшая одной из важнейших, но не самых известных страниц в истории Великой Отечественной войны.
Трехлетний бой
По сути, это было сражение, продолжавшееся до ноября 1944-го, поскольку противник на протяжении трех с половиной лет преследовал только одну сверхцель – взять Мурманск и тем самым пресечь поставку помощи СССР от союзников. По количеству сброшенных авиабомб на квадратный метр площади заполярный город уступал лишь Сталинграду, тем не менее все это время он продолжал выполнять свое предназначение главного северного порта.
Битва за Арктику – географически самое обширное сражение Второй мировой войны, поскольку неотъемлемой его частью были боевые действия на море, происходившие на пространствах от северной Атлантики до Карского моря. Оборона порта Диксон в августе 1942 года от нападения немецкого крейсера «Адмирал Шеер» стала одним из героических эпизодов большого заполярного сражения и дала Красноярскому краю право именоваться единственным сибирским регионом, на территории которого проходили боевые действия Великой Отечественной войны.
Наконец, битва в Заполярье стала высшей точкой боевого сотрудничества с нашими ситуационными союзниками, особенно с Великобританией. В 78 арктических конвоях, доставлявших грузы по ленд-лизу, погибли более трех тысяч английских моряков. В поселке Ваенга, нынешнем Североморске, базировался отряд королевских ВВС численностью более 600 человек. Советские и британские летчики вместе защищали Мурманск от налетов вражеской авиации. Одновременно англичане обучали наших пилотов и механиков работать с британской техникой, которую планировалось поставлять в рамках договора о взаимопомощи.
Продолжалось это воздушное «боевое братство» недолго, с сентября по ноябрь 41-го. Его активно и пафосно освещали в советской и западной прессе, однако к концу войны почти совсем забыли – у ситуационных союзников изменились цели.
Союзник – время
Через неделю после начала войны немецкие и финские войска начали наступление в четырех направлениях – на Мурманск, Кандалакшу, Лоухи и Кемь – с целью взять под контроль Кировскую железную дорогу, перерезать Кольский залив и тем самым заблокировать базы Северного флота.
Враг рассчитывал закончить операцию в течение двух недель, максимум месяца, однако увяз в тундре на полгода, не достигнув по большому счету ни одной из запланированных целей. «Блицкриг» потерпел неудачу в силу двух основных причин – ожесточенного сопротивления советских войск и основательно выстроенной линии обороны. Укрепления Мурманского пограничного округа и Кандалакшского укрепрайона можно считать наследием советско-финской войны 1939–1940 годов. Кремль не ошибся в том, что в будущем неизбежном столкновении СССР и нацистской Германии Финляндия выступит активным союзником последней, поэтому при помощи оружия (дипломатическим путем не получилось) отодвинул границу от Ленинграда, а на стратегически важных направлениях были построены эшелонированные линии обороны, которые помогли остановить первый удар.
Один из создателей укрепрайонов, первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) Максим Иванович Старостин, 28 января 1942 года записал в своем дневнике: «Взятый в плен ефрейтор пехотного полка заявил: «Ваши действия на мурманском направлении очень удачны. Можно утверждать, что это единственное место на фронте, где с самого начала войны наши части не сумели продвинуться вперед. Вы нанесли нам большие потери». На кандалакшском направлении настроение солдат, судя по показаниям пленных, не лучше. Солдат, взятый в плен, показал: «Нам обещали взять Кандалакшу за 12 дней и дойти до Белого моря, но до сих пор не сумели этого сделать, хотя прошло уже 6 месяцев. Настроение солдат подавленное – они не ожидали такого упорного сопротивления русских».
Не достигнув успеха в наступлении, противник начал массированные бомбардировки Мурманска с воздуха, но стратегически ощутимых результатов это не принесло.
Весной 1942 года советское командование предприняло контрнаступление, также оказавшееся неудачным. Стороны перешли к активной позиционной войне, в которой время работало на нас – противник, завладевший Западной Карелией и Петрозаводском, нес потери, большинство его успехов оказывались временными, при этом главной стратегической цели он не достиг – базы Северного флота не были уничтожены, Мурманский порт продолжал действовать…
Финалом «сухопутной» битвы за Заполярье стал героический штурм немецких укреплений на хребте Муста-Тунтури 10 октября 1944 года. Да, потери штурмующей стороны были велики, но положение немцев – безнадежным, поскольку война на истощение была ими проиграна.
Штурму предшествовало важное событие – 19 сентября из войны вышла Финляндия, подписавшая с Советским Союзом соглашение о перемирии. Финны начали торг о мире еще в феврале сорок четвертого, однако советские условия – публичный разрыв отношений с Германией, отвод войск, выплата компенсации в 600 миллионов долларов и предоставление военных баз в аренду – их не устраивали. Но освобождение Выборга и Петрозаводска как результат летних наступательных операций Красной Армии основательно прочистило мозги политическим верхам в Хельсинки, и они согласились окончательно выйти из игры – правда, СССР согласился уменьшить компенсацию вдвое.
Контроль над магистралями
Спустя восемь десятилетий Заполярье вновь становится зоной противостояния держав – прежде всего России и США. Противостояния не военного, однако некоторые мрачные прогнозы его не исключают. После начала спецоперации нашу страну, обладательницу 60 % арктического побережья, половины населения высокоширотного региона и единственного в мире атомного ледокольного флота, фактически исключили из Арктического совета – той самой площадки, которая позволяла считать «шапку планеты» территорией мира и сотрудничества. Швецию с Финляндией, сполна насладившихся благами нейтралитета, затащили в НАТО, в связи с чем российское руководство объявило об усилении группировки войск на северо-западе – примерно в тех самых местах, где происходили вышеупомянутые события.
В качестве яблока раздора называют богатства арктического шельфа, но это далеко не все «яблоко». Немцы с финнами воевали вовсе не ради обладания тундрой и болотами, а за контроль над полярными морскими магистралями. Та же похоть обнаружилась у США. Еще в 2019 году американский сенат объявил о намерении сделать Севморпуть, проходящий по российским внутренним водам, «достоянием человечества», то есть на современном эзоповом языке – собственностью Вашингтона. Масштабы желаний также выросли: для заклятого партнера высокоширотные пути – это не просто военная надобность, а возможность обладать всей Евразией. Однако помимо крупнейшего ледокольного флота мы имеем уникальный опыт ставить на место таких вот «полярников».
За время войны Мурманский порт переработал более 350 судов, два миллиона тонн грузов. Было отремонтировано 645 боевых кораблей и 544 торговых судна, переоборудовано 55 гражданских судов в тральщики и вспомогательные корабли. Мурманские рыбаки выловили 850 тысяч тонн рыбы, которой снабжали весь фронт.