Курагино и монгольский Улангом – побратимы. Сотрудничество между ними развивается по многим направлениям. Большое участие в совместных проектах принимают сотрудники Курагинского краеведческого музея. А буквально на днях им удалось найти человека, стоявшего у истоков строительства Улангома. Это Владимир Иванов, строитель-ветеран, живущий сегодня в Курагино.
В 1965 году 25-летний молодой специалист по распоряжению Министерства строительства РСФСР был направлен в Монголию.
До этого строительства в Монголии занимались китайцы. Несмотря на то, что обе страны шли по социалистическому пути развития, китайские специалисты зорко охраняли свои секреты от монголов. Вплоть до того, что по завершении строительства сжигали все инструменты.
К тому времени отношения между СССР и КНР стали враждебными, и Монголия, следовавшая в фарватере Советского Союза, отказалась принимать китайских строителей. Была поставлена задача в короткие сроки подготовить монгольских специалистов силами наших советников.
В Улангоме собралась группа из 12 советских инструкторов. Город тогда состоял практически из одних юрт. Кроме них было три-четыре домика европейского типа, среди них – клуб и школа. На лето весь город снимался и уезжал в степь. За время работы в Улангоме Владимир и его товарищи построили гостиницу, 36-квартирный жилой дом, здания аймачного комитета партии, почты, суда, прокуратуры. Начали строить кирпичный завод.
В процессе обучения не обходилось без курьезов. Монголы не понимали по-русски, а наши по-монгольски. К советским спецам был приставлен местный переводчик, который оказался горьким пьяницей. Как выяснилось впоследствии, толмач постоянно рассказывал руководству о том, что советские специалисты очень любят выпить, и первым напивался во время застолья. Однажды чаша терпения переполнилась, и переводчика убрали. А другого не было. Но к тому моменту многие монгольские строители уже понимали русский язык.
– Три года я отработал в Монголии, – рассказывает Владимир Николаевич. – А когда уезжал, мне было присвоено звание заслуженного строителя МНР. После этого работал в Красноярске, потом перебрался в Курагино, получил здесь квартиру, вышел на пенсию… И вот через полвека я снова оказался в Улангоме с курагинской делегацией на праздновании 100-летия Цеденбала, с которым я, между прочим, встречался. Там мне присвоили звание почетного гражданина Улангома. Встреча была очень теплой. Город изменился до неузнаваемости. И трудно даже представить, что когда-то здесь были лишь юрты…