Меню Поиск
USD: 79.33 +0.46
EUR: 92.62+0.02
№ 41 / 1121

Здесь водятся волшебники

В крае теперь есть свой кукольный фестиваль



Начало лета в этом году совпало в Красноярске со знаковым театральным событием: 1 июня открылся первый в краевой истории межрегиональный Урало-Сибирский фестиваль-конкурс театров кукол «Сибирь. Терра Магика». На неделю наш город стал центром чудес, где рождается новое понимание современного кукольного театра, в котором ждут не только детей, но и взрослых.

Увидеть необычное

Поэма «Руслан и Людмила» зазвучала в Красноярске на бурятском и монгольском

– Я каждый день, восстав от сна, благодарю сердечно бога за то, что в наши времена волшебников не так уж много, – цитирует со сцены Пушкина актер бурятского театра «Ульгэр». На фестиваль «Сибирь. Терра Магика» этот театр привез спектакль «Руслан и Людмила», номинированный на последнюю «Золотую маску». Это одна из 11 детских и взрослых театральных постановок, которые за неделю сможет увидеть краевой житель.


И хоть фестиваль проходит в первый раз, слава Красноярска как театральной столицы сыграла свою роль: заявок на конкурс было много, и из 37 театров, работающих в Сибири и на Урале, строгое жюри отобрало 11 – из Кургана, Сургута, Челябинска, Улан-Удэ, Барнаула, Екатеринбурга, Томска, Перми, Иркутска, Барнаула, Рязани, Кемерово.

Сцена из спектакля "Руслан и Людмила"

Каждый спектакль, попавший в конкурсный отбор, – настоящая жемчужина. Здесь есть произведения, которые неподготовленный зритель вообще не представляет в кукольном варианте: «Превращение» Франца Кафки, «Белое на черном» Рубена Гальего, «Утиная охота» Александра Вампилова, последний в кукольном театре появляется в первый раз. Все многообразие кукол: перчаточные, тростевые, крохотные и огромные, – достаточно одной театральной недели, чтобы понять, какой он сейчас – театр кукол.
– Я очень много путешествую и вижу разные спектакли, – делится председатель жюри Марек Вашкель, по совместительству историк театра кукол, театральный критик, профессор Варшавской академии. – Но мне немного обидно за зрителей, которые могут видеть только то, что ставится в театре их родного города. Главную задачу таких спектаклей я вижу в том, чтобы дать возможность увидеть что-то отличное от того, что привычно. Особенно взрослым, потому что кукольному театру есть что сказать в первую очередь нам, взрослым.

На нашем фестивале строгий эксперт надеется найти спектакли, которые можно будет рекомендовать к показу на международных фестивалях. И есть уверенность, что такие находки точно будут.

Недетское пространство

Афиша втягивает зрителя в обсуждение неудобных, табуированных в обществе тем: это и отношение к людям с серьезными физическими изъянами, как у «Летучего театра» из Сургута, и угасание жизни пожилого человека в «Альцгеймер-оперетте» французской компании MalaStrana.

«Альцгеймер-оперетта» и «Сияющая в ночи» Еити Нисимуры – два спектакля, запланированные во внеконкурсной программе. Задача «Сибирь. Терра Магика» – не только выбрать лучших в восьми номинациях, но и по хорошей театральной традиции расширить возможности всех, кто приехал в наш город. Образовательная программа по ценности и насыщенности не уступает сценической: запланирована серия мастер-классов, лекций и дискуссий.


Да и зрительская аудитория, которая раньше представляла кукольный театр как детское пространство, где актеры спрятаны за ширмой, тоже, можно сказать, прошла обучение: первый фестивальный день открылся рискованной пьесой. Если «Превращение» или «Белое на черном» знают не все, то уж «Утиная охота» старшему поколению известна наизусть – по фильму с Олегом Далем.

На мастер-классе Еити Нисимура актеры учились оживлять куклу

Режиссер Борис Константинов показал свое прочтение этого текста, буквально овеществив главную метафору произведения: инженер Зилов играет своими любимыми женщинами, женой, коллегами, друзьями. Именно поэтому Зилов – актер, все остальные персонажи – куклы. И это сценическая находка одного режиссера, а сколько их было во время фестиваля, знает только жюри.

В этом году в него, кроме Марека Вашкеля, вошли театральный критик Владимир Спешков, директор Московского областного государственного театра кукол, директор ВШДСИ «Школа Г. Г. Дадамяна» Олег Лабозин, театральный критик, старший эксперт Центра социокультурных экспертиз, кандидат искусствоведения Елена Покорская, российский художник Дамир Муратов.
– Став инициатором фестиваля, Красноярский край существенно раздвинул свои культурные границы, – отметил на открытии министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов. – Мы увидим лучшие театральные постановки Сибири и Урала. И я уверен, что это только начало.

Они захватили город


О приближении фестиваля зрители начали догадываться еще за несколько месяцев: в Красноярске появились волшебники. В остроконечных шляпах они ходили по Столбам, улицам, кафе и магазинам. Учили прохожих нехитрым заклинаниям и спрашивали, верят ли они в чудо.


Потом трехметровые чародеи возглавили традиционный детский карнавал «Город детства», пройдя по самой важной улице города. И после этого стало окончательно понятно: даже если в чудо и не верилось, после фестиваля «Сибирь. Терра Магика» все изменится.

Кто-то из магов в городе точно останется, ведь, как сказал главный режиссер Красноярского театра кукол Евгений Ибрагимов, в театре творится высшая магия – магия оживления неживого. Она не только удивляет и восхищает нас, но и очищает наши души, смывает налет будничных забот и проблем, напоминает, что все мы рождены для счастья.



Организатор фестиваля «Сибирь. Терра Магика» – Красноярский театр кукол при поддержке министерства культуры Красноярского края. Официальный партнер фестиваля – АО «Полюс Красноярск». О результатах конкурса, которые будут объявлены 8 июня, читайте на нашем сайте gnkk.ru в проекте «Сцена и ценности».

Фото Александра Паниотова, пресс-службы Красноярского театра кукол

№ 41 / 1121

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео