Жестокий возраст

Почему набирает силу подростковая агрессия?

Жестокий возраст Почему набирает силу подростковая агрессия?

Тревожные новости из российских школ приходят все чаще. Не успели мы опомниться от пермских событий, как в Стерлитамаке подросток пронес в школу нож, чтобы свести счеты с учителем и одноклассниками. Повторяющиеся случаи вызывают опасение, что однажды мы перестанем удивляться – и бойня в школе войдет в норму. Кто-то говорит: в советское время тоже были и драки, и травля, а сейчас все то же самое. Но специалисты так не считают.

 

В зоне риска

В причинах ЧП в Стерлитамаке разбирается следствие, но сразу после происшествия отец рассказал, что над сыном в школе издевались. Тогда же на экстренном совещании мэр города обронил: в зоне риска тысяча детей, имея в виду тех, кто состоит на учете у психиатров. На самом деле эта зона риска намного шире, и такие преступления может совершить любой доведенный до отчаяния подросток.

Не нужно думать, что резня в школе возможна только в далекой бездушной Америке, беда давно у наших ворот, просто по какой-то причине мы ее не замечаем. В России за прошлый год и январь нынешнего зафиксировано 12 (!) случаев использования холодного или огнестрельного оружия в школах. За это время погибли три человека, более 20 ранены, включая трех учителей. Практически все стрелявшие – мальчишки (93 %). По данным Высшей школы экономики, почти все незадолго до трагедии пережили серьезный стресс или утрату, а 78 % из них ранее совершали попытки суицида или задумывались над этим.

Чаще всего нападающие предупреждают о своих планах: либо кому-то рассказывают о них, либо намекают на то, что намерены совершить. И самое главное, 71 % нападавших – жертвы длительного и жестокого буллинга, школьной травли. Эти данные подтолкнули к проведению масштабного социологического исследования о природе буллинга: в опросе приняли участие более 1 500 учащихся 9–10-х классов 10 регионов России, в том числе и нашего края. Ученые хотели выяснить, от чего зависит травля, какую роль играет школьный климат и семья.

Полученные данные удручают: ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц (!) в школе 33 %, то есть лишь треть опрошенных. Ни разу не выступали инициаторами травли меньше половины школьников (41 %). Чаще всего неприятности происходят два-три раза в месяц, среди наиболее распространенных приемов буллинга – словесное воздействие на жертву: обзывательства, насмешки, комментарии, угрозы. Мальчики часто выступают и инициаторами физической травли, и ее жертвами. По данным опроса, жертвой рискует стать ребенок из неполной семьи или из семьи, в которой у обоих родителей нет высшего образования, низкий уровень дохода. Есть определенная связь с успеваемостью: подростки, которые становятся объектами травли, обычно хуже успевают по математике и русскому языку.

Способ подняться выше

Самый опасный возраст, в котором возможен буллинг, – 11–14 лет, отмечает медицинский психолог высшей категории КГБУЗ ККПНД № 1 Анжелика Купреева. Она работает с теми подростками, кого родители не побоялись привести на прием к психиатру. Часто такие дети нуждаются в комплексной психологической поддержке и попадают на групповые занятия к Анжелике Евгеньевне. По ее наблюдениям, хоть и говорят, что травля существовала во все времена, сейчас с ней объективно сталкиваешься намного чаще.

– Травля может проявляться в моральном, физическом насилии, распространении слухов и сплетен, игнорировании, это может быть интернет-травля, – размышляет она. – И последнее – продукт нашего времени, который усиливает агрессию.

Когда в классе много напряжения и неопределенности, вероятность буллинга очень высока. Подростки объединяются в группы, которые поддерживают внутреннюю целостность благодаря внешнему насилию: используют грубую силу для поддержания авторитета.

– Кто-то участвует в травле, чтобы подняться вверх по иерархии, кто-то ради удовольствия, кто-то из страха, – резюмирует Анжелика Евгеньевна.

Спусковым крючком, запускающим процесс, может быть что угодно – любая странность, которая не понравилась группе. Но абсолютно всех страдающих от насилия, считает психолог, объединяет одно: ребенок, оказавшийся в роли жертвы, по каким-то причинам более уязвим. Очень сильно влияют сложные домашние ситуации – развод родителей, переезд в другой город, переход в другую школу. Это травмирует ребенка, оттягивает на себя эмоциональные силы, делает чувствительным к агрессии. У него просто не хватает внутреннего ресурса, чтобы справиться с этим.

Семья – вот самое главное в этой ситуации. Если ребенка систематически обижают, в первую очередь родитель должен показать, что он его любит и ценит. Не стыдит, что тот не так себя ведет, не обвиняет.

– А уже после этого выяснить, что происходит, придумать новые способы реакции на ситуации. Эти способы должны помочь защитить границы ребенка, – уверена Анжелика Евгеньевна. – И обязательно нужно активизировать альтернативные школе кружки и секции, в которых ребенок успешен.

С детства воспитываем комплекс жертвы

Данные, полученные в ходе общероссийского исследования, ценны еще и тем, что наконец-то показывают реальный масштаб проблемы. Психологи говорят: сами подростки редко обращаются к ним с жалобами, что их травят. Они могут жаловаться на депрессию, апатию, отсутствие интереса к жизни, но очень редко – на реальную причину.

– У ребенка формируется комплекс жертвы – стыд, страх, установка «я должен терпеть», – поясняет Алена Рябовол, психолог-консультант центра психологического консультирования «Авигея». – Если человек попадает в ситуацию насилия, он часто сам чувствует себя виноватым. Поэтому дети не говорят об этом родителям – у них даже мысли такой не возникает.

Родитель обязан подмечать изменения в эмоциональном состоянии ребенка: если тот стал подавленным, грустным, замкнутым, в школу идти не хочет, капризничает. Или, наоборот, начал проявлять не свойственную раньше агрессию – бьет младших братьев и сестер. Все это тревожные знаки. И не нужно думать, что проявляться это должно в старшей школе. Очень травматично у детей происходит переход из начальной в среднюю школу, и серьезные разборки возможны уже в пятом классе.

Если насилие становится системой, это губительно для всего класса: и для того, кто страдает от него, и для агрессора, и для тех, кто просто «наблюдает». Ребенок, при котором кого-то бьют, испытывает страх стать следующим. Страх, стыд, чувство вины за то, что ты не можешь помочь. Закрепляется модель поведения в коллективе, дети начинают понимать: это тоже норма, так жить тоже можно. Но самые страшные изменения происходят с тем, кого травят: ребенок хронически находится в состоянии страха и беспомощности. Потом некоторые дети боятся социальных связей, чувствуют себя отверженными. Беспомощность становится пожизненной моделью.

Главным остается вопрос: что делать? Что делать ребенку и что делать родителю? Психологи в голос утверждают: в этой ситуации главное ответственное лицо – классный руководитель. Он может остановить буллинг. Поэтому рекомендованная психологами последовательность действий такая.

Во-первых, предложить помощь ребенку (многие отказываются, потому что их могут посчитать «маменькими сынками»). Если школьник упорствует, дать неделю на самостоятельное разрешение конфликта. Если за неделю этого не происходит, идти к классному руководителю. Если это не дает эффекта – к директору школы. После всего этого подвижек не наблюдается – переводить затянувшийся конфликт в правовое поле: собирать доказательства насилия, фотографировать испорченные вещи, провести экспертизу эмоционального состояния у ребенка (только сделать это должен сертифицированный психолог) – и со всеми доказательствами идти в суд. Многих школьных агрессоров пугает только такой вариант развития событий. И самое главное – не бояться. Лучше пройти все бюрократические круги, чем однажды – не дай бог – попасть в новости.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности