На боевой задаче самое тягостное не бой и не обстрел. Да, это страшно, тяжело, но невыносимее, томительнее всего ожидание, неизвестность – когда вместе с группой ждешь выхода, возвращения товарищей из боя или подмоги, оставшись в одиночестве. Когда группа красноярского морпеха Григория ДЬЯКОВА с позывным «Дикий» попала в засаду, выбивая украинских нацистов из Курской области, он сам принял решение остаться и в одиночку прикрывать отход товарищей. Прилет 120-мм миномета, ранение – раздробленная нога, пробитые легкие, осколки в руке, – положение казалось безвыходным. Он раскрыл подаренную волонтерами аптечку, натренированным движением развернул жгут… На нем была надпись «Живи, братишка»… И он выжил, продолжил бой, словно прибавилось сил, не подпустил противника и дождался своих.
Григорий Сергеевич Дьяков родился в Омске, позже переехал с отцом в село Солгон Ужурского района Красноярского края (сейчас Ужурский муниципальный округ). Он окончил здесь школу, активно занимался спортом, участвовал в соревнованиях. После школы поступил в техникум в Ачинске, получил специальность автомеханика и удостоверение охранника. Работал в службе безопасности в Красноярске.
Григорий не скрывает: когда развернул жгут и увидел надпись, заплакал. И это не стыдно для мужика. Боец рассказывает, что тогда эти слова словно вдохнули в него силы и действительно помогли выжить. Воину очень важно, что о нем помнят, что он нужен не только тут, на передовой, но и там – в мирной жизни. Это нужнее всего как раз в самые сложные, переломные моменты. Я и сам носил под броней на задачи письмо второклассника, доставшееся мне после первого ранения в госпитальной «лотерее». Иногда читал прямо перед задачей. Мне казалось, что Боря писал не под диктовку учителя или родителей, а сам, искренне. Этим и ценны такие послания – своей искренностью и неподкупностью.
Умирать не собирался, но гранату для себя и для них берег
Когда боевики зашли на территорию Курской и Белгородской областей, Григорий не раздумывая пошел в военкомат вместе с двумя родными братьями – судьба раскидала их по разным частям. Один из них погиб, другой воюет в «штурмах». Григория брать сначала не хотели – жена беременна вторым ребенком. Но он настоял, попал в легендарную 810-ю отдельную гвардейскую бригаду морской пехоты имени Жукова. Талант Дьякова быстро заметили и определили в инструкторы по огневой подготовке.

– Я сам напросился в штурмовики и отправился в Курскую область. Сидеть в тылу, хотя я и занимался полезным делом, не по мне. Когда враг осмелился и переступил, да еще так нагло, нашу границу, я уж усидеть не смог, – рассказывает Григорий.
Восемь месяцев на самом передке без перерывов и отпусков. Пока он был на боевых, родилась дочь. На фронте Григорий был командиром штурмовой пятерки. В самом начале работа шла в населенных пунктах – тяжелая и педантичная: зачистки требовал каждый пройденный дом. Нацисты, убегая, минировали все что можно – ставили растяжки, мины, срабатывавшие на металл. В лесополосах работа еще более усложнилась, рассказывает Григорий. Здесь противник успел хорошенько окопаться, залить бетонированные укрытия. Впрочем, нацистам это не помогло – бойцы выбили заразу с нашей земли.
– Я всегда руководствовался словами создателя ВДВ Маргелова: «Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай». Этого же требовал и от своих парней. В меру, конечно. Всегда надо показывать собственным примером, как действовать, – говорит боец.
Вот и в тот день, когда его пятерка попала в засаду в покореженной взрывами и выжженной лесополке, он не раздумывал, кто останется прикрывать отход.
– Я знал, что ребята вернутся за мной, как только это станет возможным. Оставил им координаты. Помирать я не собирался даже в самые отчаянные моменты, но гранату на груди носил. Так, на всякий случай. Для себя и для боевиков. Уже и продумал, как буду выдергивать чеку в случае чего, – сухо делится своими воспоминаниями Григорий.
У него оставалось только стрелковое оружие и гранаты. Против Григория работали минометы и несколько нацистов пытались взять в кольцо. Впрочем, безуспешно – даже раненый, «Дикий» огрызался будь здоров и сдаваться не собирался. Ребят он дождался.
За проявленные мужество и стойкость Григорий награжден медалью «За храбрость» I степени.
Новая жизнь
Ногу Григорию пришлось отнять, после чего прошло несколько месяцев восстановления. Даже после этого он просился в армию, чтобы хоть чем-то быть полезным. Однако категория годности не подходит для службы.
Сейчас боец ведет полноценную насыщенную жизнь. Вступил в ряды Союза ветеранов СВО Красноярского края, воспитывает детей, встречается с молодежью на мероприятиях, в школах, садиках.

Фото из архива Григория Дьякова
– Я думаю, это очень важно – научить нашу нынешнюю молодежь быть ответственной, уметь терпеть, стойко переносить тяготы ради общего дела. Сейчас это важно как никогда, – говорит Григорий.
Наш боец не отчаивается и не унывает – говорит, что некогда. Ему сделали протез, на котором он ловко передвигается и ведет очень активный образ жизни.
– Ранение – это не повод садиться кому-то на шею. Во время боевых действий ты понимаешь, что все могло бы быть хуже. Конечно, у меня есть ограничения, но все это преодолимо. Я уверен: если у человека есть желание, он со всем справится, – считает Григорий.



