Не знаю, только ли русским свойственна эта черта (не исключаю, что и немцам тоже), но у нас ее точно не отнять: мы можем в компании друзей ругать на чем свет стоит собственную власть, законы, а иногда и саму страну с ее «порядками» и традициями… но страсть как не любим, когда это делают чужаки.
Собственно, Америки я не открыл. Еще Пушкин писал об этом Вяземскому: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
В некоторых воспоминаниях о Владимире Высоцком есть такой эпизод. Во время очередной поездки актера во Францию местные журналисты спросили его, как он относится к советской власти. Высоцкий ответил: «У меня есть претензии к правительству моей страны, но обсуждать их я буду не с вами».
Мы очень ревностно, с трепетным вниманием следим за каждым словом известных личностей, обращенным в адрес России. Готовы носить на руках тех, кто ею восторгается (таким даже гражданство даем без проволочек), и дружно предаем остракизму тех, кто посмел отозваться о ней нелестно. И тех, и других хватает. Но я заметил, что чаще всего норовят куснуть мою Родину те, кто совсем еще недавно охотно ел с ее руки, получал здесь работу, неплохие деньги, славу и признание.
Помните скандал с Алексеем Серебряковым (вечно играющим одну и ту же роль)? Пару месяцев назад в одном из своих интервью артист, уехавший в Канаду, заявил, что сила, наглость и хамство – три основных составляющих национальной идеи России. Его освистали и закидали гнилыми помидорами в соцсетях и на телевидении. Он потом объяснял, что «ничего такого» не имел в виду.
Лайма Вайкуле, прибалтийская поп-звезда, тоже недавно ляпнула что-то насчет Крыма, сделав реверанс в сторону украинских властей. Ее продюсер оправдывался: она, мол, всех любит.
Имя им легион. Вскормленные в России и в СССР, они сегодня вдруг «прозрели» и стали «оппозиционерами». Видимо, выгодно. Где деньги платят и в рот заглядывают, там и хорошо. Подует ветер в другую сторону – будут петь другие песни.
Звезд из самого дальнего зарубежья, которым Россия встала поперек горла, тоже хватает. Таких, как голливудский актер Морган Фриман или певица Шер. А мы их так любили…
Тем приятней было, помня об этих обитателях русофобского зоопарка, прочитать интервью одного из основателей британской рок-группы Pink Floyd Роджера Уотерса, которое он дал «Известиям». И четко обозначил в нем свою позицию. Старый рокер заявил, что Россия непричастна к ситуации на Украине, а до гражданской войны страну довели США. Уотерс сказал: «Я бы хотел всему миру заявить: «Вы хотите начать войну с русскими? Вы что, сумасшедшие? Вы хоть знаете, с кем имеете дело? Русские освободили вас от фашистов ценой жизней 20 миллионов своих граждан! И вы хотите с ними воевать?.. Я считаю, что мы не будем воевать с Россией. Русские такие храбрые, стойкие и непреклонные. У вас реально большая и очень сильная страна…»
Что ж, красава, как говорят в интернетах. А ведь в советское время эта рок-группа была у нас под негласным запретом. Я хоть и не был большим поклонником рок-музыки, но «пинкфлойдов» тогда все слушали, и я слушал. Опять что-то захотелось, спасибо Уокеру. Вот врублю сейчас альбом «Стена» 1979 года. Помните? Там у великого Гилмора были бесподобные гитарные запилы…