С 24 августа в стране начали действовать новые правила обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Теперь страховые компании смогут устанавливать персональный тариф для каждого водителя.
Если раньше базовая ставка тарифа была единой для жителей одного города или региона, то теперь может быть снижена для законопослушных и аккуратных водителей – помимо всем известного коэффициента «бонус-малус» за безаварийную езду (КБМ), планируется учитывать случаи нарушения ПДД водителем или правил эксплуатации автомобиля, примут во внимание, были ли у человека наказания за управление машиной в состоянии опьянения, отказы от медицинского освидетельствования, лишение прав и прочие нарушения вроде проезда на красный свет или превышения скорости.
ГИБДД станет вносить такие сведения в единую базу страховщиков. Причем учитываться будут только те нарушения, когда инспектор составил протокол. Нарушения, зафиксированные камерами видеонаблюдения, страховщики нам «простят».
Тарифный коридор, в пределах которого может колебаться базовая ставка для легковых автомобилей физических лиц, расширен на 10 % вниз и вверх.
Страховым компаниям дано право самим определять факторы, влияющие на стоимость полиса ОСАГО – их перечень должен быть опубликован на сайте компании. Не исключено, что полис станет дороже для владельцев очень старых автомобилей.
Есть и смешное. Центробанк (почему именно он, а не Конституционный суд, например?) предупредил, что страховые компании не могут брать в расчет любые дискриминирующие человека факторы: его вероисповедание и отношение к религии, национальную, языковую и расовую принадлежность, должностное положение и пр.
Как будто раньше такая дискриминация допускалась.
Многие автоэксперты говорят, что с ОСАГО у нас хотят сделать, как в Германии: кто аккуратней ездит, тот меньше платит.
Интересно, а как в Германии? Я спросил об этом знакомого красноярца, который там живет и работает много лет.
Он ответил:
Аналог российского ОСАГО в Германии называется Teilkasko. Чем быстрее и круче авто, тем страховка дороже. Я плачу примерно 900 евро в год за «Мерседес С-180». Если не допускать аварий, то стоимость полиса снижается каждый год на 30–60 евро. Но меньше, чем за 500 евро, в Германии страховки не бывает, есть нижнее ограничение. Однако и страховые выплаты здесь могут быть в десятки раз выше, чем в России.
На что я ему ответил: так у вас и зарплаты значительно выше. А он мне: так они и уходят здесь со свистом – на страховки (одна только медицинская – 800 евро в месяц!), налоги, дорогую коммуналку (300–400 евро ежемесячно) и т. п. Впрочем, это уже другая тема.
А если резюмировать вышеизложенное, то давайте отметим: новые правила ОСАГО выгодны прежде всего законопослушным водителям. Таких, по данным автоэкспертов, у нас 70–75 процентов.
А кто остальные 25–30? Да раздолбаи, которые годами ездят безо всяких страховок, нарушают правила по-черному, собирают по 20 штрафов и не думают их оплачивать.
По данным газеты «Известия», полтора миллиона водителей в России имеют поддельные полисы ОСАГО. Другие источники сообщают, что еще не менее трех миллионов ездят вообще без полиса! Потом такие устраивают аварии, разбивают чужие дорогие авто, а платить за ущерб им нечем. Любой инспектор ГИБДД расскажет вам десятки подобных историй.
С этими-то как быть? Их как воспитывать? Они и раньше полис ОСАГО не покупали, а теперь, когда правила для них ужесточились и страховка выйдет дороже, – и подавно не будут. Ведь штраф за ее отсутствие как был 800 рублей, так и остался. Может, поднять его тысяч до десяти для начала?