«Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин…»
Перечитываешь Николая нашего Васильевича Гоголя и поражаешься гениальности провидца. Его Акакий Акакиевич – герой на века. Их много среди нас. Не в смысле нищеты (хотя и это бывает), а в том, что от них точно так же ничего не зависит. Ровным счетом – ни-че-го. Ну разве что нервы попортить, тут им нет равных. А так, чтобы встать, решительно выйти, стукнуть кулаком, распахнуть ногой, ворваться, доказать, послать… это нет. Современный Башмачкин, как и тот, из позапрошлого века, сидит и трясется: как бы с работы не выгнали. И готов выполнять любую дурь, если начальник прикажет.
Сидит он по-прежнему в каком-нибудь «присутствии», которое нынче офисом зовется, полдня строчит бумаги и рассылает письма по инстанциям, другие полдня зависает в соцсетях или раскладывает пасьянсы в компьютере. И ни за что не отвечает:
– Чего вы от меня хотите? Я человек маленький. Не я эти законы придумываю.
Сколько раз я слышал такое в разных учреждениях, когда пытался объяснить человеку-функции абсурдность инструкций и постановлений, по которым он работает и парит нам мозги. На днях зашел в офис оператора сотовой связи по мелкому вопросу. Передо мной стоял мужик, который пытался найти логику в действиях оператора.
– Смотрите, неделю назад я внес авансом 500 рублей на свой счет, оплатил пакет связи на месяц – столько-то минут и столько-то гигабайтов Интернета, – объяснял он Акакию Акакиевичу в юбке. – Пока у меня на счету оставался рубль, связь была. Как только я его потратил, и баланс мой обнулился, связи не стало. Почему? Ведь я уже оплатил вам пакет минут, и эти минуты у меня остались – много!
– При отрицательном балансе услуги связи отключаются автоматически, – механическим голосом ответила ему девица.
– При чем здесь баланс, когда я вам деньги наперед заплатил? Вы мошенники! – кипятился мужик.
– При отрицательном балансе услуги связи… – робота, видать, заело.
– Это я понял! Вы мне объясните – почему они отключаются?! Это все равно как… снял я квартиру, заплатил вам за месяц вперед. А вы меня через неделю выгоняете на улицу. Потому что у меня в кармане деньги кончились. Где логика?!
– Я вам объясняю: при отрицательном балансе…
– Да на каком основании?! – кричал искатель логики. – Где ваше руководство? Позовите мне начальника, я жалобу напишу!
– На прием к руководителю филиала вы можете записаться по телефону…
Мужик выматерился, плюнул и вышел вон.
Зона свободы «маленького человека» (пешки, функции) – Интернет, соцсети. То, чем раньше для правдоискателей была кухня. Они там костерили власть и «порядки».
В соцсетях Башмачкин – Дон Кихот и Рэмбо в одном флаконе. Он нападает на «зажравшихся чиновников», ругает «тупые законы», разоблачает своего начальника-взяточника… Правда, в закрытой группе. Считай, на кухне.
А утром на работе боится ему и в глаза посмотреть, когда тот сообщает, что зарплата теперь будет меньше, а обязанностей – больше. И это… Раньше вас на работу служебный автобус возил? Теперь не будет, мы его отменили – кризис.
В глубине души свободолюбивый Акакий Акакиевич, конечно, возмущен. Но про идиотские инструкции, из-за которых ему клиенты мозг выклевывают, он у начальника не спрашивает.
Идет и работает. В рамках «тупых законов».
Потому что у него кредит, ипотека, и зубы надо делать.
А плюнут – можно и утереться.