В подборке новостей от Яндекса вряд ли найдется нечто более «чудесатое», чем новости науки. Ознакомившись с этим разделом, можно узнать, что современные ученые выясняют, почему чай из микроволновки невкусный; исследуют связь концентрации лития в питьевой воде с количеством самоубийств; делают кальмаров бесцветными…
В общем, Лапута отдыхает. Напомним, Лапута – созданный гением Джонатана Свифта летающий остров, где более или менее ненормальные ученые занимаются столь же своеобразными экспериментами.
Разумеется, в новостях науки рассказывается и о вполне серьезных исследованиях и достижениях, однако в целом вся эта сборная солянка серьезного впечатления не производит. И это вполне очевидно тем, кто помнит журнал «Наука и жизнь» советского периода или «Очевидное-невероятное» с незабвенным Сергеем Капицей.
В те времена о науке рассказывали с восторженным придыханием и дифирамбами человеческому гению. И человек науки в массовом сознании представлялся неким жрецом Истины, которому ведомо Все. Что, конечно, было перегибом.
Но времена изменились, сознание стало клиповым, а главной целью любой медийной подачи информации стал пресловутый вау-эффект. Ну не интересно сегодня человеку читать, как некто десятилетиями корпел, изучая свойства сверхпроводников или даже нанонитей.
А вот ты взял и кальмара обесцветил – вау! Вот только возглас этот – короткоживущий. Прокричал и забыл – ждешь нового повода.
К чему все это говорится? Отнюдь не для порицания дней сегодняшних в сравнении с днями минувшими. Потому как прославленная советская наука едва не повернула северные реки на юг и прохлопала генетику с кибернетикой. Но это другая тема.
А буквально на днях в новостях науки появилась следующая новость: согласно исследованиям британских и чилийских физиков, человеческой цивилизации осталось существовать где-то от 20 до 40 лет.
Столь мрачные перспективы связаны с оценкой скорости исчезновения лесов на планете. Согласно математической модели, разработанной учеными, если люди будут продолжать уничтожать леса с нынешней скоростью (а это порядка 200 тысяч квадратных километров в год), то максимум через четыре десятка лет вероятность выживания человека на Земле сократится до 10 процентов. Остальные 90 – это уже вероятность развития катастрофического коллапса.
Вообще-то ситуация серьезней некуда. Но бесконечное вращение медийного калейдоскопа не позволяет это осознать. Завтра эта новость сменится сообщениями о том, как ученые установили, что собаки все понимают, только говорить не могут. Или почему гипотетический «эффект бабочки» в квантовом мире невозможен.
Собака, конечно, друг человека, а Рэй Брэдбери, придумавший «эффект бабочки», – хороший писатель, но дело-то не в этом. А в том, что в потоке информационного хлама тонут критически важные вещи. Может быть, единственно важные сегодня.
Возможно, оценка ученых неверна. Но это надо доказывать в процессе серьезной дискуссии. Причем дискуссия не должна быть кулуарной, потому что вопрос касается буквально всех.
И если описываемый сценарий – не полный фейк, то необходимо предпринять все возможное и невозможное, чтобы остановить уничтожение лесов и начать постепенное восстановление «легких планеты». С задачей подобного масштаба человечество еще не сталкивалось, а времени на ее решение почти не осталось.
Но, судя по тому, что новость не попала в топ и не вызвала практически никакой общественной реакции, клиповость сознания стала настолько всеобщей, что потребители информации разучились выделять в ее потоке главное и второстепенное.
Тем более что есть знаменитый штамп – «британские ученые». Так именуются немного ушибленные на голову люди, занимающиеся бессмысленными исследованиями.
Поэтому можно вообще не обращать внимания на вырубку и выгорание лесов, катастрофическое вымирание видов растений и животных, сокращение сельскохозяйственных земель и колоссальный рост производства мусора. Ведь все это не повод для «вау-эффекта».
Однако нет ничего нового на Земле, и еще в Библии описан некий господин, веселящийся в окружении представителей шоу-бизнеса и не обращающий внимания на то, как невидимая рука чертит на стене огненные буквы. Видимо, думал, что это спецэффект. А закончилось все очень нехорошо.