Недавно поймал себя на том, что испытываю раздражение и беспокойство, когда вдруг исчезает доступ к современным цифровым технологиям. Все-таки мы на них сильно подсажены, и давно.
Помню, еще лет восемь назад был в экспедиции в таймырской тундре. Через неделю все, кто помоложе, стали с ума сходить без интернета – надо, например, что-то быстро проверить, найти какую-то информацию, а негде. До ближайшей библиотеки 300 километров, сотовой связи нет.
На днях сел в такси, у меня с собой не было наличных денег, но я не переживал по этому поводу. Подумаешь, переведу оплату водителю через приложение в телефоне. Но он, как выяснилось, не пользуется онлайн-банкингом! Существо из каменного века. Меня это очень удивило: как же ты в такси-то работаешь, мил человек? Остановились у банкомата, потерял пять минут.
Вы заметили, как быстро мы привыкли к тому, что уже почти не носим в кармане наличку? А зачем она? Практически не осталось мест, где нельзя расплатиться картой, телефоном по технологии NFC или через «мобильный банк». Даже на базаре в китайском ларьке, где я покупаю чай, уже можно – они сдались последними. Только когда едешь в глухую деревню, берешь с собой купюры. Ребенку стал по утрам переводить карманные деньги на карту, он ею расплачивается в школьной столовой.
А помните эти чудовищные очереди в банках? Давно ли это было? Вчера. Как мы ходили туда, чтобы заплатить за «коммуналку», штрафы, пошлины, налоги, перевести кому-то деньги… И, чертыхаясь, заполняли дурацкие бланки с какими-то ОКАДО, кучей нулей. А они на этот бланк не влезали. Сейчас все платежи проводятся одним движением пальца или парой кликов мышкой – хоть через интернет-банк, хоть через «Госуслуги».
К хорошему быстро привыкаешь. С помощью удаленных сервисов я уже и права менял, и удостоверение на мотолодку оформлял, а уж если к врачу записаться, то по-другому и не знаю как.
Кстати, о «Госуслугах».
Еще в 2019 году Россия, по данным международной консалтинговой компании BCG, заняла третье место в мире по темпам роста цифровых госуслуг и вошла в топ-10 стран по интенсивности их использования. По этому показателю наша страна обгоняет Нидерланды и Швецию, но уступает Индии, занимающей первое место, и Аргентине.
Наши многофункциональные центры (МФЦ), куда мы привыкли ходить, чтобы в одном месте оформить кучу бумажек, почти уникальны. Нет, есть такие и в других странах, но они не настолько универсальны, чтоб там можно было и покупку недвижимости оформить, и пособие, и автомобиль на учет поставить, и паспорт получить. У моего сына получение паспорта год назад заняло в общей сложности минут 15 – два визита в МФЦ: 1. Сдать анкету и фото. 2. Получить паспорт.
Расскажите это жителям Франции, например, которая на весь мир славится своей бюрократией и где люди теряют часы и дни в очередях во всяких учреждениях – там их, как раньше у нас, гоняют из одного в другое за справками. Таких понятий, как «единая база данных» или «система межгосударственного взаимодействия», во Франции не существует. Каждое госучреждение отвечает только за себя. Нет общего госоргана, который бы координировал взаимодействие между ними. Об этом там постоянно говорят в ток-шоу по телевизору, сам недавно видел такую передачу. Пытаются изменить ситуацию. Но дело движется туго.
Мне очень нравится наш новый цифровой мир, в нем удобно жить. И плевать я хотел на то, что «мы все в матрице» или «под колпаком у спецслужб». Пусть изучают мою скучную личную жизнь. Цифровые технологии не сделали ее веселей. А вот оплачивать «коммуналку» через интернет – легко и просто, не надо никуда тащиться. Можно лишний час поспать.