Вдохновляющая новость пришла из Поднебесной. «Китайские власти закрыли часть телевизионных телешоу, героями которых выступают женоподобные мужчины, каналы призвали противостоять «ненормальной эстетике», сообщает «Взгляд».
Также «китайский регулятор» (видимо, тамошний аналог Роскомнадзора) призвал руководство телеканалов не показывать передачи с участием детей знаменитостей, звезд с «упавшей моралью» и, внимание, «с завышенной зарплатой».
В циркуляре, выпущенном китайским минкультом, поясняется, что коммерческая деятельность артистов, особенно тех, кто работает в государственных учреждениях культуры, «должна строго контролироваться». Также указывается на необходимость выявлять и пресекать незаконную и неэтичную деятельность в сфере шоу-бизнеса, создать «механизм проверки и оценки нравственного уровня артистов».
Новость сопровождает вал комментариев отечественного производства, основной смысл которых сводится к тому, что хорошо бы перенять опыт китайских товарищей, поприжать наших «киркоровых» с их попугайскими свадьбами и еще много кого и чего поприжать…
Разделяю репрессивные позывы сограждан, тем не менее восхищает меня другое – реальное вмешательство китайского государства в культурную сферу, и особенно в ту ее часть, которую оно же финансирует. У нас, при всех охах-вздохах насчет упадка нравов богемы и уровня зрелищ для народа, эта сфера остается «диким полем», где правят те, кто смелее и наглее.
При этом наше государство стабильно поддерживает культуру, равно как и прочие духоподъемные сферы – например, спорт, – но поддержка осуществляется в духе странного верования, зародившегося в 90-е. Это верование в живительную силу денег.
По умолчанию считается, что деньги сами по себе стимулируют рост, позволяют достигать большего, чем при бедности.
Но годы такой практики продемонстрировали – если без нюансов – простой и наглядный итог. Вливание денег в футбол (а это, повторю, тоже духоподъемная сфера) оборачивается тем, что футболисты становятся просто богатыми людьми, устраивают громовые вечеринки в Монако, а играют хуже, чем прежде.
Финансирование столичных театральных сфер выливается в огромные зарплаты худруков, главрежей и ближних их, тем не менее скандалы из-за откровенной похабщины на сцене регулярны.
Еще более высокими жалованьями славятся звезды казенных телеканалов, обильно выдающих именно ту продукцию, с которой решили бороться в Китае.
Самая пафосная тема – отечественное кино, на которое государство выделяет миллиарды, и с каждым годом все больше, и примерно 70–80 процентов этих денег – безвозвратные.
Тем не менее большинство картин проваливается в прокате, а общий уровень отечественного кино приблизился к отечественному же футболу, и такой расклад не «злой» Женя Баженов придумал…
Повторю – это предельно обобщенная картина, совсем не исключающая появления замечательных спектаклей, телепередач, фильмов. Тем не менее она такова. Почему такова?
К примеру, знающие исподнюю кинобизнеса люди сходятся на том, что основной доход кинопроизводители получают на стадии производства картины – т. е. из тех самых безвозвратных миллионов из казны, – а не от сборов в прокате. Будут сборы – вообще замечательно, нет – и ладно, с голоду не помрем, еще дадут.
Вследствие такой практики:
а) возникает стремление снимать дешево, быстро, стандартно,
б) формируются замкнутые сообщества избранных, которые по душевной дружбе делят меж собой господдержку.
Зритель здесь – номер шестнадцатый. Так же как престиж страны, уровень культуры и пр.
Но, по-моему, корень проблемы еще ближе к поверхности. Давая деньги, государство не говорит, на что их дает. То есть, конечно, говорит: на поддержку всего отечественного. Ну и желательно хорошего.
То, что отечественное значит хорошее (вариант давнего слогана «советское значит лучшее»), это, мягко говоря, странная логика.
Какую задачу государство ставит перед духоподъемными сферами, давая им миллиарды? Никакой.
Потому что нет той идеологической инстанции, обязанность которой – ставить такого рода задачи и проверять качество исполнения. Равно как и нет самой четко сформулированной идеологии.
В советское время было и то, и другое – сейчас нет. Поэтому получается, что государство годами финансирует сферы, которыми оно не управляет совершенно.
В отличие от китайских товарищей, которые за каждый казенный юань спросят и не стесняются выметать «ненормальную эстетику», ибо знают, чего хотят, – и результат с нашим не сравнить…
Нам же остаются до оскомины надоевшие сетования: «ах, какую гадость сотворили, да еще на государственные деньги! гадости творите на свои» и т. д. Пока нет государственной идеологии и механизмов ее реализации, весь этот «бесогоновский» пафос – только небо греть.