В не столь далекие времена была такая комсомольская песня – «Куба далеко – Куба рядом».
О Венесуэле можно сказать то же самое, и если кому-то кажется, что происходящий там госпереворот – история совсем для нас чужая, тот ошибается.
Дело в том, что в этой стране американцы обкатывают новую технологию смены власти, такую изящную и простую, что по сравнению с ней все предыдущие «цветные революции» смотрятся нагромождением ненужных телодвижений.
Рассмотрим модель насколько фантастическую, настолько и наглядную. Какой-нибудь Иванов-Петров-Сидоров организует митинг, залезет на бочку и объявит себя временным президентом РФ. В течение условных 15–20 минут его признают США, Европа и еще штук 15 стран. Настоящий президент даст команду отозвать посла из Вашингтона и вообще разорвать отношения со Штатами, а оттуда ему скажут: «Ты вообще кто такой? Мы тебя не признаем – мы вот этого признаем, он пусть и распоряжается», – и велят своему послу, а также прочим дипломатам оставаться на месте. Те запрутся, будут сидеть и через окошки прохожим языки показывать. И что прикажете делать? Логично вроде бы законному президенту тут же взять посольство силой и вытолкать всех взашей, но это, сами понимаете, безоговорочный «казус белли», повод к войне то есть. Вряд ли у кого из «маленьких, но гордых» хватит «дыхалки» повторить политический рекорд Ирана, где в ноябре 1979 года захватили и 444 дня продержали в заложниках все американское посольство за исключением прислуги – сами видите, как теперь живет Иран.
Повторю, модель эта для нынешней России нереальная, но для других стран поменьше и послабее – почему бы и нет? Конечно, нужны для такой изящной схемы благоприятные условия: чтобы в стране был бардак и организованная оппозиция. Идеальный вариант – глубокий раскол в обществе.
Тогда и внешнее вмешательство найдет себе сторонников. ООН юридическую базу обеспечит, хотя, сами знаете, эта база теперь нужна, как собаке пятая нога… Прежние «цветные революции» осуществлялись, по большому счету, а) через раздувание «мирных» акций протеста до колоссальных масштабов, после чего объявлялись досрочные выборы, на которых побеждал нужный заказчику человечек, а от самого заказчика требовалась только информационная и денежная подпитка протеста (Грузия, Украина, возможно, Армения; из неудачных попыток – революции в Египте и Тунисе), б) путем прямого военного вмешательства, после которого выборы и прочий карнавал – это Ирак, Югославия, Ливия.
Теперь американцы пытаются достичь того же самого, только быстрее, без лишних хлопот. Смена власти происходит, выражаясь по-чиновничьи, в уведомительном режиме.
Мораль в том, что если у них получится в Венесуэле, то дрожать придется всем маленьким.
Да и не очень маленьким тоже. Хотя, конечно, есть надежда, что не получится – дело даже не в венесуэльской армии, которая, говорят, по тамошним меркам сильная, а в невероятной, за пределами всякого терпения наглости главного заказчика госпереворотов, которая когда-то да застрянет поперек глотки даже у его вернейших и нижайших. Не говоря уж про китайцев и нас.