Расхожий зачин для заметок, реплик, публицистических опусов – культовая цитата мыслителя Григория Померанца: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое святое дело». Эту формулировку так заездили, что она стала общим местом, однако глубины и тонкости не утратила. К чему я подпустил эту пену сюда? Попытаюсь объяснить.
Пару дней назад, 2 июня, во время традиционного крестного хода в Красноярске произошел инцидент. Процессии верующих попытались помешать (или просто выпалить в воздух в меру агрессивные замечания) несколько гражданок, чья позиция сводилась к недовольству перспективой строительства очередного храма в столице края, где церквей, по мнению многих (не скажу – большинства, потому что нет такой статистики) и без того хватает.
Споры о возможности, необходимости, месте строительства в городе новых религиозных сооружений возникают спорадически. Необходимость, доказуемая или опровергаемая общественными слушаниями, как полагают некоторые жители Красноярска, да и ряда других регионов (вспомним навскидку недавний громкий конфликт в Екатеринбурге, где грядущий храм заранее помешал немалому числу уральцев), может кому-то казаться сомнительной. И вот эти сомнения сами по себе, похоже, «оскорбляют чувства верующих». А это уже «статья». Значит, сомневаться запрещено?
Дело не в том, что сомнение – грех или преступление. И не в том, что церковь у нас как бы отделена от государства. Просто существует другая, не принимаемая обычно во внимание, точка зрения по поводу «оскорбления чувств». Вас она, возможно, удивит.
Несколько недель назад, в Пасху, увидел в блоге красивой продвинутой женщины, довольно известной персоны в соседнем сибирском городе, комментарий молодого человека: «Можно пригласить Вас на обед? Христос воскресе». Реакция автора блога была не то чтобы бурной, но довольно жесткой: женщина посоветовала поклоннику интересоваться религиозными убеждениями собеседника, прежде чем обращаться к нему на «православном жаргоне». Судя по следующим замечаниям, женщина была почти оскорблена: «это не мой праздник… я в сектах не состою…» Недоброжелательно. Но откровенно.
Разговор имел продолжение. Настойчивый молодой человек заметил по поводу «членства в сектах»: «Хотелось надеяться на лучшее». Ответ был короткий, спокойный, умный. И без пены на губах: «На лучшее?..»
Бедный парень, с благими, вероятно, намерениями атаковавший независимый ум блогерши безобидным, на первый взгляд, «Христос воскресе», похоже, оскорбил… чувства неверующей. Не сатанистки, по ее утверждению (хотя ссылки на Антона ЛаВея в ее постах присутствуют). Возможно, атеистки. Не важно. Интересно другое.
Эта блогерша, насколько я понял, отнюдь не запрещает кому-бы то ни было верить в Христа, Аллаха, Будду, Иегову. Или в судьбу. В мироздание. Или только в себя. В других людей: верующих или просто совестливых. Не запрещает. И не агитирует. Но оставляет за собой право не верить. Так живут многие — просто сообразуясь со своими убеждениями: есть такие и среди воцерковленных, и среди «безбожников».
А если подобные люди и берутся доказывать что-то, то — без пены на губах. Даже на общественных слушаниях — без пены.