Недавно СМИ обнародовали некоторые цифры, касающиеся структуры потребления россиянами алкогольных напитков. Такую статистику предоставила Ассоциация производителей пива в своем отчете.
В нем говорится, что в первой половине текущего года россияне стали пить меньше пива и вина и больше – крепких алкогольных напитков.
Доля пива в структуре потребления алкоголя в пересчете на чистый спирт уменьшилась на 1,6 % — до 38,6 %. Вино потеряло практически столько же — 1,3 % (доля — 11,5 %), — сообщает упомянутая ассоциация.
А вот доля крепкого алкоголя в структуре потребления спиртных напитков составила, по данным отчета, без малого половину: «крепкий алкоголь, наоборот, прибавил почти 3 %, и на него теперь приходится 48,4 % в структуре потребления — это наивысший показатель с 2017 года», — сказано в документе.
Насколько достоверна статистика от какой-то негосударственной ассоциации, можно только гадать. А если и достоверна, то о чем говорят нам вышеприведенные цифры?
Да ни о чем. Изменения в структуре потребления чего угодно (хлеба, штанов, колбасы, алкоголя) на три-четыре-пять процентов – это обычные торговые качели, которые то в одну сторону качнутся, то в другую. В зависимости от нюансов логистики, цен на бензин, менеджмента, погоды, и т. д.
И вообще три процента в данном случае – это в рамках обычной статистической погрешности.
А если оглянуться лет на 20 назад, то можно увидеть, что пьют россияне с каждым годом все меньше, доля потребления алкогольных напитков на душу населения в пересчете на чистый спирт неуклонно снижается. Цифры в интернете разные, поэтому приводить их не буду, сами найдёте. Но большинство источников отмечают одну и ту же тенденцию – кривая потребления алкоголя в России неуклонно ползет вниз.
Однако некоторые либеральные СМИ не преминули съязвить по поводу этих сомнительных трех процентов: мол, непонятно, почему россияне стали пить больше водки. То ли «запивают стресс от творящегося в стране ада», то ли «отмечают ее успехи в импортозамещении»…
Господа, не надо искать политику там, где ее нет. Когда россияне начнут по-настоящему «запивать стресс», как это было, например, в 90-е, мало никому не покажется, и цифры там будут совсем другие. Да и вообще будет не до статистики, потому что технарь, стеклоочиститель и самогон в ней не учитываются.
А пока все, как я сказал, в пределах амплитуды тех самых «качелей». Сегодня на складах осталось больше вина. Завтра останется больше водки. День на день не приходится.
Хотя никто не говорит, что алкоголизм в России побежден. Пьет народ. И в некоторых регионах – по-черному. Как, например, в Кировской области, где с алкоголизмом и алкогольными психозами врачи сталкиваются в 2,6 раза чаще, чем в среднем по России. Это отметил даже президент страны в недавней беседе с главой региона.
Говоря о проблеме, Владимир Путин заметил, что не нужно запихивать ее куда-то под ковер и что-то лакировать – надо ею заниматься. Причем, отметил глава государства, надо не цены поднимать на спиртные напитки, а пропагандировать здоровый образ жизни и развивать инфраструктуру для занятий спортом, улучшать здравоохранение.
Все верно. Снижение потребления алкоголя – серьезная государственная задача. Шашкой здесь махать бесполезно, нужна долгая планомерная работа, которая должна привести к тому, что пить человеку станет неинтересно. А уж что он там пил — водку, вино, ликер или джин-тоник – не столь важно. Ничто из этого списка здоровья не прибавляет. Проверял лично. Перешел на квас. И вам советую.